Милый, милый мой бухгалтер… - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Милый, милый  мой бухгалтер…

Милый, милый мой бухгалтер…

Недавно в Алматы завершилась Первая Казахстанская практическая конференция бухгалтеров "Особенности ведения бухгалтерского учета в 2009 году", в которой приняли участие около 2500 бухгалтеров из всех регионов страны.

  • 25 Ноября 2008
  • 3154
Фото - Caravan.kz

Такой представительный форум людей очень тихой, но чрезвычайно важной профессии южная столица собрала не случайно. Во-первых, скоро будет принят новый Налоговый кодекс, который и до сих пор вызывает острую полемику в среде предпринимателей. Во-вторых, для бизнеса Казахстана наступают непростые времена, мировой финансовый кризис медленно, но верно переходит в общую экономическую стагнацию, и работать бизнесу в новых условиях придется по-новому. А в-третьих, этот форум стал своеобразным продолжением Республиканской акции «Год бухгалтера» в 2008 году, которая проходит в стране по инициативе профессиональной общественной организации «Союз бухгалтеров Казахстана», Национальной экономической палаты «Союз Атамекен», Центрального Дома Бухгалтера в Алматы, при поддержке Министерства финансов РК, Налогового комитета и других экономических ведомств.
Главной задачей акции является широкое освещение и разъяснение бухгалтерам положений нового Налогового кодекса, а также вопросов бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий.
Во времена СССР был хороший лозунг: «Социализм — это учет и контроль». Данная сентенция верна как для рыночной экономики, так и для любого иного производства вообще. Нельзя нормально вести бизнес, если не учитывать и контролировать денежные и товарные потоки. В этом смысле роль бухгалтера — важнейшая для любого предприятия или фирмы. Хороший бухгалтер — половина успеха любого бизнеса, это знает каждый предприниматель. Это надежный тыл, настоящий «генеральный штаб» любой компании. Поэтому не случайно то внимание, которое вопросу уделяют и на предприятиях, и в экономических ведомствах страны.
— Еще в начале года ПОБ «Союз бухгалтеров Казахстана» совместно с ТОО «Центральный Дом бухгалтера» выступили с инициативой проведения ряда мероприятий, направленных на содействие политике государства в ускорении перехода всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности, — рассказывает исполнительный директор Союза бухгалтеров Альфия Валиева. — Они были необходимы, чтобы содействовать в подготовке и повышении квалификации финансовых специалистов; повышении налоговой культуры, ответственности работников бухгалтерского «цеха»; пропаганде и разъяснению положений Налогового кодекса. В рамках Года бухгалтера еще весной состоялся Первый республиканский форум в Астане, где участвовали около 1000 бухгалтеров из всех областей Казахстана, с июня по ноябрь проходил Республиканский конкурс «Гроссбух — 2008» среди практикующих бухгалтеров и аудиторов, а также студентов; мы проводили выездные лекции и практические семинары для бухгалтеров в 8 регионах страны, где занятия проводили лучшие специалисты в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
— Сегодня для бухгалтеров важнейшими задачами являются повышение своего профессионального уровня, обучение их методам современного учета, овладением бухгалтерами новой компьютерной техники, — считает заместитель Председателя «Союза бухгалтеров Казахстана» Наталья Левченко. — Заметьте, что несмотря на экономические трудности, профессия бухгалтера всегда востребована на рынке труда, а хорошему специалисту — бухгалтеру компании, — сегодня готовы платить очень приличную зарплату. Все это — отражение возросшей роли и ответственности бухгалтера, всей финансовой службы предприятия за результаты общего дела. Поэтому мы пытаемся всячески содействовать обучению бухгалтеров. Одной из признаваемых сертифицированных систем является программа CIPA. Для получения сертификатов CAP и CIPA необходимо членство в профессиональной организации. Наша организация, являясь действительным членом Евразийского Совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА), ходатайствует и выдает сертификаты CAP/CIPA для своих членов, сдавших необходимые экзамены. На сегодня сертификаты получили около 500 бухгалтеров.
К сожалению, здесь есть и проблемы. Например, сегодня никак не удается решить вопрос о более широкой сертификации бухгалтеров, из других профессиональных организаций, множество бюрократических причин мешают развивать это дело. Мы надеемся все же, что Минфин вскоре снимет препоны, и бухгалтеры и их организации приобретут новый статус.
Но в бухгалтерском сообществе есть немало не только внешних, но и внутренних проблем. Среди бухгалтеров, как это не покажется странным, высока текучесть кадров. Почему? Одна из главных причин — организация работы бухгалтерской службы.
— В развитии экономики больше всего трудностей возникает у администрации и бухгалтерии организаций и предприятий, — делится своим мнением участник форума, руководитель кадрового агентства «Brissol» Анна Куливцева. — Они должны обеспечивать свои коллективы заказами и следить за качественным и своевременным их выполнением. Также им необходимо вести грамотную финансовую политику и регулярно выплачивать заработную плату. В таких условиях повышается ответственность каждого работника бухгалтерии. Современный бухгалтер обязан создавать на базе первичных документов и Плана счетов блок информации о финансово — экономическом состоянии предприятия, что позволяет проводить налоговое планирование и прогнозирование финансового результата. Бухгалтерская отчетность — завершающая стадия в работе бухгалтера, которая показывает имущественное и финансовое положение хозяйствующего субъекта.
В последнее время к специалистам нашей компании, которые занимаются подбором бухгалтеров, владельцы бизнеса обращаются с такой проблемой: «Плачу главбуху высокую зарплату, а он все равно увольняется. Я готов платить больше, найдите нам нового». К сожалению, денежная мотивация главных бухгалтеров, как панацея от всех проблем — одно из самых распространенных заблуждений у руководителей.
Когда люди увольняются, руководители делают самый простой вывод: раз бухгалтер ушел — значит, я мало платил. Поэтому зачастую предложения работодателей напоминают аукцион: если я платил прежнему бухгалтеру 100 тысяч тенге, а тот уволился, — значит, следующему стану платить 150 тысяч, и все будет нормально. При этом наши бизнесмены не учитывают, что причина увольнения может быть совсем в другом, а именно — в объемах работы, предельных для человека, — и справиться с ними выше его сил, сколько ему ни плати. На просьбы нанять еще одного бухгалтера руководитель не реагирует: по его мнению, дело только в деньгах.
Однако недавно мы недавно провели опрос среди бухгалтеров с целью узнать основные причины увольнений. Лидирующий ответ — большой объем работ, так сказали 40 процентов респондентов. Бывает и другая ситуация: владельцу может казаться, что он раздул штат. Например, недавно к нам за консультацией обратился руководитель бизнеса, которым начал сомневаться: надо ли ему держать в компании двух бухгалтеров? Мы просчитали объем их работ — и выяснилось: только перемещение товаров составляет 7500 операций в месяц! И это — в среднем по размерам предприятии, без учета операций, связанных с реализацией, поступлениями, начислением заработной платы и налогов… При этом, по нашим данным, бухгалтер способен качественно обработать от 100 до 200 операций в день. Это занимает примерно 30 — 40 процентов его рабочего времени. Все остальное — повседневная текучка: сверки, выдача информации другим подразделениям, поездки в банк, контроль и так далее. Не говоря уж о том, что на бухгалтеров порой сваливают задачи, вообще не имеющие никакого отношения к их служебным обязанностям, например, решение юридических вопросов.
Мы им советуем: проведите подобный «аудит объемов работ» — и вам сразу станет ясно, сколько человек нужно вашей бухгалтерии. Для этого, конечно, лучше привлечь профессионалов. Ведь для грамотной оценки необходимы знания не только в области бухгалтерского учета и налогообложения, но и в области научной организации труда.
— В работе бухгалтера не бывает мелочей — именно поэтому нужно уделять особое внимание даже самым незначительным, на первый взгляд, вопросам, — считает руководитель бухгалтерской службы крупной компании из Караганды Адия Сулейменова. В ее отделе работают 12 бухгалтеров (а всего в бухгалтерской службе, считая кассиров и водителей, 20 человек). — Я это поняла на собственном опыте. Нужно уметь требовать и со смежных служб и подразделений предприятия. Работа бухгалтерской службы будет намного эффективнее, если документы в бухгалтерию будут передаваться своевременно. Небрежно оформленный или не вовремя переданный бухгалтерам документ может компании «дорого стоить». Как показывает практика аудиторских проверок, в ведении учета наиболее часто встречаются ошибки, связанные с отсутствием в учете некоторых операций и, соответственно — искажением величины доходов и затрат. Кроме того, ошибки в документах ведут к неправильному исчислению налогов, так, например, в результате неверного оформления счета-фактуры организация не сможет принять к вычету НДС, который он уплатил поставщику.
Далее, нужно оградить бухгалтерию от несвойственных ей функций, например, ведения договорной работы, заботы с претензиями и так далее: у бухгалтеров и своей работы более чем достаточно.
Огромное влияние на эффективность работы бухгалтерии оказывает и техническая оснащенность рабочих мест: в свое время я на себе почувствовала разницу между работой на мощном компьютере, оснащенном современным программным обеспечением и на «древней» технике, с устаревшей программой, после каждой операции заставляющей бухгалтера по 10-15 минут бездумно смотреть в монитор, ожидая, пока «данные загрузятся». Так что не стоит экономить на приобретении современной вычислительной техники и компьютерных программ, в конце концов они обходятся все-таки дешевле, чем наём дополнительных сотрудников».
Бухгалтерское профессиональное сообщество сегодня живет в ожидании Налогового кодекса, который внесет в его работу много новаций. Ведь его идеология, как заявляется разработчиками, состоит в создании наилучших условий для бизнеса, снижении налоговой нагрузки. Овладеть ими — значит дать своему предприятию еще один шанс в конкурентной борьбе, которая в ближайшие годы сильно обострится. И бухгалтеры готовы этот шанс не упустить.

Фото с сайта http://twou.narod.ru