На днях в редакцию позвонили жители нового микрорайона “Кок-Жиек” Жетысуского района. Умоляли нас приехать и посмотреть, в каком состоянии их дорога.
– Такое впечатление, что здесь была бомбежка! А ведь это – единственный подъезд к нашим домам. А если понадобится “скорая помощь”? Это уже вопрос жизни и смерти… – возмущаются алматинцы.
Когда мы приехали на место, то увидели, что проехать по этой дороге и впрямь не смогут даже внедорожники.
– Эту дорогу отремонтировали прошлой весной, она не продержалась даже года, из чего был сделан этот асфальт? – возмущен местный житель Вячеслав ЦАЙ. – Ямы – метровые! А ведь наверняка на это выделялись большие деньги! К нам постоянно ездили чиновники из акимата, демонстрировали всем наш новый район. Теперь их здесь не видно…
Таких участков в городе предостаточно. Наши читатели звонят постоянно: стала непроходимой для автомобилей улица Жамбыла, “разошлась” дорога по Рыскулова, на улице Жангелдина постоянные аварии из-за того, что водители пытаются объехать глубокие колодцы.
За комментариями мы обратились к экспертам.
– Чтобы сказать, почему дороги приходят в такое состояние, нужно провести экспертизу, иметь на руках проектно-сметную документацию. Причина может быть не только в составе дорожного покрытия, но и в несоблюдении технологий. На самом деле сэкономить при сооружении дорог могли на всем, – говорят эксперты “Независимой экспертизы”.
А эту дорогу мы не делали!
Когда мы обратились со всеми жалобами от читателей в акимат, нам сообщили, что дороги, которые сегодня пришли в негодность, ремонтировали не в рамках “Дорожной карты”.
– Дорога в “Кок-Жиек” действительно ремонтировалась. Там в прошлом году была реконструкция инженерных сетей, после произведенных работ они заасфальтировали…– сообщил нам начальник отдела автомобильных дорог Кайсарбек АМАНЖОЛОВ.
Результаты этой работы сегодня повергают в шок!
Но по словам работников акимата получается, что 12 миллиардов тенге, выделенных на ремонт дорог по “Дорожной карте”, ушли совсем на другие улицы. А ямы на проблемных дорогах как были, так и остались.
Редакции предоставили список из 374 участков, на которых был произведен ремонт по “Дорожной карте”. По некоторым из них мы решили проехаться. Отыскать закоулки, в которые закатали миллионы, оказалось порой задачей не из легких.
Кто принимал решение о ремонте именно этих улиц? Теперь на ремонт дорог, которые пришли в негодность, требуется дополнительное выделение средств. Из кармана налогоплательщиков возьмут еще десяток миллиардов тенге…
Ждем погоды!
Как только установится хорошая погода, дорожные службы города немедленно начнут капитальный ремонт многих главных улиц южной столицы, пообещал начальник департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Владимир МЕРЕНКОВ. Дорожные службы намерены полностью обновить самые “пострадавшие” от суровой зимы городские магистрали: проспект Сейфуллина (3,5 километра от улицы Сатпаева до проспекта Райымбека), проспект Абая (3,2 километра от улицы Жандосова до проспекта Достык). Проспект Достык будет отремонтирован почти полностью (от улицы Казыбек би до улицы Таттимбета). Заново покроют асфальтом около трех километров улицы Сатпаева, а также 2,6 километра улицы Байтурсынова.
Кто получит подряды на эти работы – пока неизвестно. Сегодня в Алматы существуют как минимум две программы ремонта дорог: в рамках “Дорожной карты” и по программам акимата. Отличаются они не только суммами денег, но и прозрачностью.
По “Дорожной карте” вопросов нет: есть веб-сайт, где указаны объекты, суммы, сроки начала и завершения работ.
“Дорожные” программы акимата Алматы покрыты завесой тайны.
Зато вопросов становится все больше. В октябре прошлого года специализированная лаборатория ГУ “Алматылаборатория” Комитета автомобильных дорог Минтранса провела анализ проб асфальта, взятых в самом центре Алматы – на пересечении улиц Наурызбай батыра и Сатпаева. По данным экспертизы, смесь не соответствовала требованиям стандарта.
Проверка Счетного комитета выявила, что ремонтные работы планируются без технического и экономического обоснования. Особенно это касается капитальных и средних ремонтов. Такая организация работы, по мнению экспертов Счетного комитета, ведет к “нецеленаправленному распылению денежных средств”…
Вопросы акиму Алматы Ахметжану ЕСИМОВУ:Кто и почему получает самые выгодные заказы на капитальный ремонт главных улиц Алматы? Сколько денег выделяется этим фирмам? Кто проверяет качество работ?
Александра МЫСКИНА, Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ