Мифы и реальность заместительной терапии - Караван
  • $ 527.23
  • 544.05
-5 °C
Алматы
2025 Год
8 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мифы и реальность заместительной терапии

Мифы и реальность заместительной терапии

В Казахстане не утихают споры по поводу введения в республике программы заместительной терапии для получателей инъекционных наркотиков.

  • 22 Декабря 2005
  • 1484
Фото - Caravan.kz

Сегодня во многих странах существует практика заместительной терапии для наркопотребителей, когда в наркологическом или другом медицинском учреждении получатель инъекционных наркотиков — чаще всего героина — переводится на аналогичный по свойствам метадон, но только в виде сиропа или таблеток.
Это исключает возможность инфицирования через шприц. Пациент ежедневно приходит на прием к врачу и получает предписанную дозу метадона.
Недавно Алматы посетили гости из Польши и рассказали о реализации программы заместительной терапии у них в стране, где она применяется уже 5 лет.
Так, Ян Хростек Май, руководитель метадоновой программы в Кракове отметил, что по статистике в Польше 40 тысяч зарегистрированных потребителей инъекционных наркотиков. Из них около 30%, а это более 10 тысяч подходят для участия в проекте заместительной терапии. Однако реально их количество совсем незначительно — 700 человек.
Это итог жестких критериев для тех, кто хочет попасть в метадоновую программу.
Показания к получению метадона — долгий стаж потребления инъекционных наркотиков, психофизическая деградация, соматические болезни и главное — добровольное согласие. Во всем мире в метадоновую программу включены лишь 1,5-2% от всех наркозависимых. Там ведется строгий учет, который в принципе исключает возможность появления новых потребителей наркотиков.
По словам поляков, эти данные — аргумент для тех, кто боится, что появление метадона вызовет рост наркомании. Это лишь одна из методик и она имеет право на существование. Заместительная терапия не гарантирует излечения, но снижает вред не только самому наркозависимому, но и государству где он живет. Ян Хростек Май подчеркнул, что метадон спасал жизнь многим пациентам, так как дальнейшее употребление героина привело бы к неминуемой их гибели.
Гость из Польши привел любопытный факт в поддержку заместительной терапии. В Амстердаме, страной известной своим лояльным отношением к наркотикам был проведен эксперимент. На рынок города было поставлено около 1 тонны метадона — в итоге рост инфицированных ВИЧ не только в городе, но и стране резко сократился.
Отечественные наркологи предупреждают, что метадоновая программа не направлена, прежде всего, на лечение наркозависимых. Заместительная терапия необходима, как механизм предотвращения распространения ВИЧ/СПИД. Поэтому главными участниками заместительной терапии должны стать ВИЧ-инфицированные, это позволит локализовать и контролировать процесс. Сегодня главный аргумент оппонентов — нельзя наркотик заменять другим наркотиком. Однако это мнение в большинстве своем не специалистов. Программа имеет право на существование — в любом случае это снижает вред и опасность для общества. Есть и еще один плюс. Участвуя в программе, ВИЧ-инфицированный сможет регулярно получать помощь в лечение ВИЧ. Кроме того, программа должна предусматривать и мотивационный аспект — как показывает статистика с метадона легче «спрыгнуть», чем с героина. Скептики высказывают опасения, что наркоманы, которые не ставят цель излечиться, будут с удовольствием употреблять бесплатный метадон, как «добавку» к дорогостоящему героину. Поэтому участники программы должны проходить визуальный контроль, который должен доказать отсутствие следов от инъекций.
Впрочем, сторонники заместительной терапии отмечают, что метадоновая программа не лишена недостатков. В частности, лечение метадоном не избавляет от зависимости. Кроме того, есть вероятность проникновения метадона на «черный рынок». Однако именно признание недостатков, по мнению сторонников программы, позволяет принять упреждающие меры по борьбе с ними. Например, противостоять нелегальному распространению метадона можно применяя его жидкую форму, которая не пользуется большим спросом на рынке.
По статистике в некоторых региона Казахстана из числа ВИЧ-инфицированных наркозависимые составляют до 92%. Поэтому, считают специалисты, в связи с ростом количества инъекционных потребителей наркотиков, в республике создались объективные предпосылки для увеличения распространения ВИЧ/СПИДа не только среди наркозависимых, но и среди всего населения.
Решение о внедрении пилотного проекта по заместительной терапии метадоном в Казахстане было принято Министерством здравоохранения еще в 2002 году, однако его реализация до сих пор не началась. Главная причина — метадон не включен в список лекарств используемых в Казахстане и, соответственно, ввоз его в республику запрещен.
Во сколько обойдется Казахстану участие в программе заместительной терапии пока неизвестно… Но в США посчитали, что 1 доллар, вкладываемый в проект, дает 13 долларов экономии на других соцпроектах, в частности, при диагностике и лечения ВИЧ/СПИД.
Очевидно, что только применение метадона вряд ли избавит от наркозависимости. Добровольное участие в программе заместительной терапии, только первый шаг, осознание, что человек попал в беду. Необходима комплексная программа — психологическая поддержка, физическая, духовная, социальная реабилитация, лечение.
Показательный пример. Количество участников метадоновой программы в Стокгольме (Швеция) в последние годы составляет 300-350 человек. При этом примерно 50% клиентов программы через несколько лет отказываются от употребления наркотиков, равно как и от метадона. Успешность Стокгольмской метадоновой программы специалисты объясняют тем, что в ней удалось совместить заместительную терапию метадоном и социально-психологическую реабилитацию клиентов.
Справка:
В 1937 году немецкие ученые Макс Бокмюл и Густав Эрхарт синтезировали обезболивающий препарат для замены морфия. После Второй мировой войны патент на препрат стал собственностью США и получил название «метадон». Первоначально идея метадоновой программы состояла в том, чтобы наркоману, употреблявшему героин, ежедневно выдавать метадон и, постепенно снижая дозу, полностью излечить больного от наркозависимости.
Лечение метадоном было впервые применено на ограниченном числе пациентов в Нью-Йорке в 1964 году. Успех был так велик, что уже через несколько лет в Америке возникла сеть клиник, предназначенных для большого числа наркозависимых, желающих лечиться.