Миф о скидках - Караван
  • $ 523.86
  • 544.34
-11 °C
Алматы
2024 Год
21 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Миф о скидках

Миф о скидках

Конец года это всегда холод, гололед и пора распродаж: со всех сторон манят вывески sale, обещающие, что только сейчас мы можем купить одежду, мебель, технику и вообще все, что угодно со скидкой чуть ли не в 100%.

  • 24 Декабря 2009
  • 2111
Фото - Caravan.kz

Щедрые дяди, владеющие торговыми сетями и магазинами, буквально снимают с себя последние штаны, лишь бы порадовать горожан предновогодними скидками. «Дешевле только даром» теперь практически все и везде — даже глазированный сырок в продуктовом отделе продается по «лучшей цене», того и гляди, хитрые маркетинговые ходы приживутся в автобусах и «только в последнюю неделю декабря» вы сможете воспользоваться скидкой ПАТП-1 «две поездки по цене одной»…
Правда, в наших северных широтах, я имею ввиду город Петропавловск, все «сэйлы» и распродажи по-прежнему похожи на игру в одни ворота — покупатель все равно проиграет.
Вы никогда не думали, что скидки в сезон распродаж — не более, чем миф? Вы действительно думаете, что сотни магазинов под новый год становятся щедрее и работают себе в убыток? Не стоит обольщаться, это обыкновенный рекламный ход.
Теща одного моего одноклассника Антонина Ивановна — женщина очень практичная, деньги старается тратить с умом. Всегда пользуется дисконтными карточками, покупает оптом, и конечно ждет, не дождется сезона предновогодних распродаж, к которому составляет ба-а-альшой список покупок. При этом гордо и нравоучительно показывает детям — как много она сэкономила. Но расчет производит, умножая потраченную сумму на заявленный магазином процент: «Вот, посмотри, Алексей, — наставляла зятя Антонина Ивановна в прошлом году, — эту сумочку я купила за 11 тысяч, а если бы не скидка 35% — она бы стоила 14000! Учитесь, молодой человек!»
Слова Алексея — на минуточку, банковского менеджера по рекламе — о том, что распродажи в большинстве случаев рекламный трюк, на тещу действия не возымели. Чтобы раз и навсегда развеять миф о скидках, Алексей решил зафиксировать цены на некоторые товары из тещиного списка еще до сезона кричащих вывесок и сравнить.
Антонина Ивановна пофыркала немного — дескать, давай, уму разуму набирайся, и дала Алексею список покупок. «Потом, когда сравнили цены конца сентября и начала декабря, оказалось, что некоторые товары не только не упали в цене, но и повысились, — рассказывал Леха, — например, кожаные сапоги в торговом центре на улице Каманина, которые стоили 26 000 в начале декабря поднялись до 28 500, при этом на ценнике была еще и «зачеркнутая» цена — 36 300. А вывеска гласила, что идет скидка на все товары — 30%».
Несмотря на то, что расчеты Алексея поколебали тещу в решимости потратить деньги на «сэйлах», отговорить ее от покупки незаменимого в хозяйстве тостера и электрочайника со скидкой «27%+45%» (мелким шрифтом подписано «=72%»), мой одноклассник не смог. Уже после покупки Антонина Ивановна сама поняла, что купила технику под лейблом некой малайзийской фирмы, продукция которой была завезена за неделю до объявления скидок. Понятное дело, что возврат товара не предусматривался — ибо итак «уцененный». Да и уравнение со сложением скидок оказалось подвохом: проценты не складывались, а всего лишь показывали уценку на 3-й и 4-й товар в чеке, стоимость которого должна быть не менее 50 тысяч тенге…
В итоге все манипуляции со скидками оказались фикцией. Это даже Антонине Ивановне стало понятно.
Распродажа пахнет лажей
Примерно к такому же выводу пришла опытная «шопоголичка» Алмагуль Искакова, для которой в прежние годы предновогодний сезон распродаж казался манной небесной.
«Во-первых, не стоит верить надписям «скидка на весь товар», — советует Алмагуль, — в реальности цены опускают только на залежалые и никому не интересные вещи. Если же вы спросите — «а почему вот на эту блузочку нет скидки», вам ответят, что ее привезли только вчера и на нее скидка не распространяется.
Во-вторых, в магазин нелишне будет приходить с калькулятором: например в одном из бутиков в ТЦ по улице Конституции продавались изделия из кожи, цена на перчатки с 5850 уменьшилась якобы на «30%» до 4500 тенге. Чтобы показать вам эту скидку продавец прибавляет эти проценты к уже существующей цене. Хотя ее нужно отнимать от той, которая была раньше. Перчатки должны были стоить на 400 тенге дешевле (уравнение простое 5850 — 30% = 4095). Такой вот простой расчет на неграмотность, спешку и невнимательность. Есть и множество других хитростей, за которые, например, в Голландии торговцев сильно штрафуют».
По мнению Алмагуль, в большинстве случаев устроители распродаж ведут себя не как грамотные менеджеры, а как «хапуги и рвачи». Ведь в итоге обман вскроется, и репутация торгового заведения будет подорвана.
«В Петропавловске и Кокшетау есть несколько торговых точек, которым я доверяю, и которые действительно делают предпраздничные скидки, — говорит она, — но это реальные скидки — от 5 до 10%. Бизнесмены никогда не станут работать себе в убыток».
Честным быть выгодно
Этот слоган, знакомый на по телевизионной рекламе, взял себе на вооружение предприниматель Бауржан Балмурзин: его небольшой магазинчик по продаже зимней одежды предлагает покупателям небольшие скидки: 10-13%, при этом помещение магазина разделено на несколько частей.
«Чтобы покупателю было удобно, разделили магазин на три части: в одной — товар вообще без скидки, в другой с малой скидкой, в третьей — с большой скидкой, — рассказывает Бауржан. — Продавцы по-честному рассказывают почему и когда произошла скидка. Покупатели, которые запоминали цены на шубы и куртки по осени, сейчас видят настоящее движение цен. Логично, что покупателей стало больше».
По мнению эксперта в области защиты прав потребителя Михаила Стрюкова к честной торговле в наших магазинах и торговых центрах вернутся не скоро: наши бизнесмены склонны к быстрой и нетрудовой наживе больше, чем к упорному и честному труду. «Предпринимательская деятельность многих сегодняшних «купцов» начиналась с рейдерства, обмана, откатов, со взяток, челночничества из Бишкека по всей стране — откуда же на этой почве взяться честной торговле. Главное бороться с обманом в торговой среде очень трудно. Но необходимо! Так что — если вас обманывают, добивайтесь правды».