Межрелигиозный форум: не остаться в стороне - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Межрелигиозный форум: не остаться в стороне

Межрелигиозный форум: не остаться в стороне

В Москве проходит Межрелигиозный миротворческий форум стран СНГ. Цель - скоординировать деятельность религиозных организаций в деле укрепления межнациональных отношений.

  • 3 Марта 2004
  • 1317
Фото - Caravan.kz

В Казахстане сегодня действует около 2,5 тысячи религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий. Именно наша страна, по мнению видных зарубежных религиозных деятелей, является примером для многих других: здесь мирно уживаются ислам и христианство, лютеранство, иудаизм и многие другие вероисповедания.
Поэтому представителям Казахстана есть, чем поделиться с делегатами представительного форума, где будет обсуждаться и тема объединения усилий религий для мирного решения конфликтов. Ведь, как известно, многие современные преступления против человечества имеют религиозную окраску, и террористы-камикадзе истово верят, взрывая себя и ни в чем не повинных людей, что творят благо и за это им воздастся райскими кущами. Мировое сообщество, столкнувшись с проявлениями религиозного экстремизма, оказалось не готово к борьбе с ним, поэтому, считают организаторы встречи, свое веское слово в решении острейших проблем планеты должна сказать религия.
Ни одна религия изначально не предполагает насилия и агрессии, конфликты возникают лишь тогда, когда в дело вмешивается политиканство и религиозными лозунгами прикрываются отнюдь не мирные поступки. К примеру, антисемитизм, имеющий древние религиозные корни, или международный терроризм, который очень удобно рядить в одежды ислама. Меж тем далеко не всегда, как свидетельствует история, конфессии ладили друг с другом. В борьбе за человеческие души они порой резко расходились идеологически. Но сегодня пришла пора, когда балансирующий на грани войны мир может спасти только диалог цивилизаций.
Здравомыслящие политики и представители бога это понимают, как и то, что не может угроза быть только «исламской» или «еврейской». Международный терроризм — понятие куда более широкое и сложное, и запретами какого-либо вероисповедания, о чем все чаще говорят, некоторые политики, ситуацию не исправить и стабильности не достичь: человеку невозможно приказать верить или не верить. К тому же во все времена, гонимая церковь, наоборот, становилась более популярной, приобретая образ страдающей за веру.
На прошедшем в прошлом году международном семинаре «Религия. Безопасность и стабильность в Центрально-Азиатском регионе отмечалось, что из общего числа верующих казахстанцев мусульмане составляют 65 процентов, православные — 30 процентов, католики — 4, протестанты — менее 1 процента и другие — менее 0,01. На территории страны действуют 240 миссионеров. Кстати, в 60 странах мира въезд иностранных миссионеров частично ограничен или запрещен вовсе. К нам пока носители откровений попадают свободно, да и чувствуют себя довольно уверенно — не каждый же день проводятся проверки направления их хлопотливой деятельности. «Анализ всех фактов правонарушений в сфере религиозных отношений свидетельствует, что большинство из них стали возможными вследствие несовершенства законодательства, регулирующего деятельность религиозных объединений», — считают эксперты Международного совета миссий.
Отношения государства и религии всегда были делом непростым. Попытки законодательно оградить общество от, скажем, крайнего фундаментализма в исламе обречены на провал, поскольку, повторюсь, запретительные меры действуют на общество раздражающе и приводят лишь к созданию у его представителей имиджа страстотерпцев. А сегодня ученые отмечают возросшую восприимчивость жителей Казахстана к религиозному воздействию. Главная причина — отсутствие объединяющей людей государственной идеологии. По данным опроса Ассоциации социологов и политологов РК, 39 процентов молодых казахстанцев в возрасте от 14 до 29 лет — приверженцы ислама, 26 верят в Христа, 0,2 процента ходят в синагогу, а 0,5 — буддисты. 27,5 процента не исповедуют никакой религии. А ведь есть еще бахаи, адвентисты, баптисты, вайшнавы — все эти более «экзотические» конфессии социологи объединили разделом «другие» и обнаружили, что их предпочитают 3,4 процента отпрошенных. Социологи озабочены тенденциями среди подрастающего поколения, которому теоретически, как никогда, предоставлена свобода вероисповедания. С одной стороны, эта свобода — один из главных принципов демократичного и цивилизованного общества. Любой его гражданин имеет право на собственное мнение и свободу выбора веры. С другой стороны, это отнюдь не означает полной вседозволенности и отсутствия контроля со стороны государства и общества. Ведь под маркой благочестия и патриотизма могут появляться (и появляются) псевдорелигиозные организации, преследующие свои, возможно, вовсе не мирные цели, формирующие тоталитарное мировоззрение, стремящиеся насильственно управлять психикой и поведением, особенно молодежи.
Различные миссионеры и организаторы сект именно в неокрепших мозгах видят отличную нишу для своей деятельности. Правоохранительные органы Казахстана регулярно задерживают иностранных граждан, пропагандирующих религиозный экстремизм. Некоторые из них привлекаются к административной ответственности, других выдворяют за пределы республики. В прошлом году у нас выявлено более 700 незарегистрированных религиозных объединения. Кто-то не видит в таком факте ничего опасного — ну, не заявили проповедники о себе вовремя, дело-то мирное, к чему такой формализм разводить. Доверчивые граждане просто не знают, к чему могут привести простые слова и обыкновенные, на первый взгляд, книги. Пресловутый «Хизб ут тахрир» — яркий тому пример. В нынешних условиях растущего терроризма государство просто не может благодушничать, если хочет сохранить стабильность в стране. «Религия, как основной компонент духовной жизни, не может оставаться в стороне от общественно-политической жизни, — говорит верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, — Ислам много делает в Казахстане для укрепления межнационального согласия. Мы призываем людей к миролюбию и веротерпимости и убеждены, что ислам не должен использоваться в чуждых ему политических целях. В нашей республике ислам никогда не был и не будет источником межнациональной розни. Он всегда призывал народы к взаимопониманию, согласию и добрососедству. За годы независимости в стране многое сделано для сохранения и приумножения духовной культуры. Духовное управление мусульман будет и впредь уделять самое серьезное внимание этой важной проблеме». «Сегодня — сложное время, когда мир потрясают войны, теракты.
Всему происходящему стремятся придать религиозную окраску, к сожалению, — подчеркивает митрополит Алматинский и Астанайский. — Сегодня религия стала как бы разменной монетой, когда все можно свалить на религиозные мотивы. Но вера в Бога — это то святое, что должно созидать души людей, исходить из сердечной глубины». Священнослужители наших двух основных конфессий мыслят одинаково и уверены, что главное — взвешенный диалог. Но если в первые годы суверенитета по инерции главенствовали только две силы — Русская православная церковь и Духовное управление мусульман, которые ухитрялись ладить с советской властью, то вскоре о своих богах все громче заговорили и другие.
Теперь уже никого не удивляет, что открываются уйгурские, дунганские, ингушские мечети.
Но здесь встает проблема их мирного сосуществования — ведь любое обострение межконфессиональных отношений, как искра, спровоцирует межнациональный конфликт.. Поэтому государство должно очень тонко поддерживать согласие между конфессиями — ибо это есть одна из главных гарантий стабильности в стране. Какой должна быть государственная политика в отношении религии, чтобы и истинно верующих не ущемить, и развитие экстремизма пресекать в корне — вопрос чрезвычайной сложности. Достижение взаимопонимания между различными конфессиями во все времена было непростой задачей.
Очевидно, что в Казахстане необходим систематический мониторинг религиозной ситуации, которая, по мнению специалистов, сложна и многообразна. А в Москве планируется создание межрелигиозного Совета стран СНГ, и хочется надеяться, что он не останется «галочкой на бумаге», а будет реально влиять на ход событий в мире действительно по принципу: религия не может оставаться в стороне.