Весенняя сногсшибательная «тусовка» на берегу реки Или для авиаторов и зрителей стала настоящим праздником.
Конечно, в план, заранее составленный авиаторами, Её Высочество Погода внесла свои коррективы. И, хотя предварительные прогнозы метеорологи и давали не самые радужные, тем не менее, многие из участников не захотели откладывать столь долгожданное событие — размяться на природе, и на радость зрителям (и в удовольствие себе) состязаться на летательных аппаратах легкого класса в точности приземления.
Организаторами фестиваля стали «АСАК», президент — Умирбек Кенесбаев, профессиональный военный летчик, майор в отставке и компания «Джепсон резиденс» («Jepesen Residence») — президент Алексей Красников.
Руководителем же полетов был знаменитый спортсмен — дельтапланерист, неоднократный чемпион Казахстана и СНГ по безмоторному дельтапланерному спорту (полеты с гор) Александр Козулин.
Полеты на фестивале были организованы в соответствии со всеми нормами и летными инструкциями, как подобает, поэтому ЧП никакого не случилось и даже предпосылок не возникло.
Кроме того, в состязательных полетах этого «1-го Чемпионата сверхлегкой авиации Казахстана» участвовали довольно опытные мастера, — пилоты высокого класса. Некоторые из летающих пилотов-мотодельтапланеристов давно имеют по нескольку тысяч часов налета, более того, пилоты легких самолетов, также участвовавших в фестивале, в прошлом — профессиональные летчики ГА (Гражданской авиации), либо ВВС (Военно-воздушных сил), имеющие за плечами летное училище, огромную практику и опыт нескольких тысяч часов работы, проведенных за штурвалами самолетов и вертолетов.
Старт — на Центральном стадионе
Вообще-то было подано заявок гораздо больше, но по погодным условиям (и по иным причинам) многие пилоты на своих летательных аппаратах не смогли попасть на этот маленький аэродром, что дислоцируется на берегу Или, близ Бакбакты. Кроме того, далеко не все алматинские зрители рискнули выехать за пределы города, так как все небо южной столицы было в серо-бурых грозовых тучах, стремящихся на край горизонта, и, поскольку надежды на солнце в тот день уже не было, — оно безнадежно скрылось во тьме, то холодный «уикенд» на природе под возможным проливным дождем был уже не столь соблазнителен. Однако, согласно обозначенному в рекламе регламенту, как и обещал глава компании «Джепсон резиденс» — (один из спонсоров фестиваля) А. Красников, комфортабельные туристические автобусы с пассажирами, желающими попасть на авиационный праздник в Бакбакты, отправились точно по расписанию, чуть подождав и тех, кто относится к категории «опаздывающих».
Отъехали мягко и плавно от Центрального стадиона, и уже доезжая до аэродрома Бакбакты, увидели «планирующих» по небу парашютистов на — это были не члены сборной Казахстана, однако вид эффектных спортивных парашютов и романтическое зрелище создавали весьма радостное предощущение авиационного праздника.
Высыпав из автобуса, в мгновение ока, все пассажиры смогли наблюдать приземление парашютистов. Ряды самолетов и дельталетов стояли ровно, в шеренге, в ожидании начала полета. Зрителей было довольно много, и некоторые из них, увы, успели вкусить прелестей «шнапса», а зря, — авиашоу лучше смотреть в трезвом виде, и, кроме того, подвыпивший зритель может случайно, из-за нарушенной координации действий и движений, оказаться на взлетно-посадочной полосе, практически под колесами идущего на посадку воздушного судна. Однако организаторы предусмотрели и такие варианты, поэтому по всей траектории ВПП была выставлена охрана полосы, не допускающая пьяных зрителей к площадке приземления, — автор и сама уговаривала «не лезть под колеса», и, возможно спасла жизнь незнакомого джентльмена, решительно и отчаянно рвавшегося на середину взлетной полосы с фотоаппаратом в руках.
Полсотни сигнальных огней
Следует сказать особо, что система безопасности приземления была продумана командой Алексея Красникова до мельчайших деталей. Так, грунтовая взлетно-посадочная полоса была размерена и проверена заранее, очень тщательно закопаны в грунт провода, ведущие от огонька к огоньку электричество для сигнальных фонарей, предназначенных для обозначения места приземления.
То есть был проделан огромный труд, — в степь, в полупустыню, было проведено электричество, и не только созданы условия для комфортного отдыха гостей, туристов, но, прежде всего, созданы условия для безопасности полетов.
Взлетно-посадочная полоса, довольно широкая, была обозначена красными сигнальными (как на машинах спецслужб) фонарями с ярким «вращающимся» световым эффектом.
Как удалось выяснить автору позднее, на всю длину ВПП — на 500 метров, с обеих сторон, эти фонари были расставлены через каждые 30 метров, таким образом, количество «сигнальных указателей» было — полста (вот так выражаются пилоты во время переговоров в небе, слово «пятьдесят» не говорят, чтобы не путать с «шестьдесят», а говорят именно — «полста»), и с обеих сторон, так что, в случае посадки в условиях ухудшившейся видимости все условия для безопасности были созданы, — это на случай возвращения из полета «по маршруту», однако далее из-за ухудшившихся погодных условий именно это упражнение не состоялось, хотя все пилоты были готовы к нему.
А у края ВПП стояла пожарная машина и прочие атрибуты, описанные в строгих инструкциях по проведению полетов.
Полеты — под аплодисменты!
После краткого выступления организаторов в самом начале соревнований решили, не откладывая, приступить к полетам — упражнению «на точность приземления».
Для зрителей это выглядело так: воздушные суда легкого класса взлетают, делают круги и приземляются как можно более точно, как можно более аккуратно, мягко и плавно, не совершая «подпрыгивающих» скачков типа «козлик» при посадке.
Ажиотаж среди зрителей усилился: все стали рваться к краям ВПП, поближе к приземляющимся самолетам и дельталетам, и не только дети, но и взрослые зрители, с огромным любопытством и интересом следили за развитием событий, со своими большими и маленькими фотоаппаратами, стараясь запечатлеть наиболее интересные моменты этого необычайно увлекательного зрелища, — ведь в авиационных праздниках часто удается участвовать москвичам и ленинградцам, увы, алматинцы не очень-то избалованы в этом смысле. Такое мероприятие для жителей южной столицы, да и для граждан Казахстана — пока, к сожалению, большая редкость. Поэтому, и это бесспорно, вклад организаторов «1-го фестиваля сверхлегкой авиации РК» в дело воспитания подрастающего поколения и в развитие духовных ценностей современных граждан, равно, как и пропаганда здорового образа жизни — трудно переоценить. Такие фестивали нужны, их должно быть как можно больше. Авиаторы считают: «люди должны тратить свои деньги на доброе и полезное, лучшее, пусть молодежь лучше летает, настоящим полетам — да, а наркотическим — нет!».
И автор этих строк полностью разделяет такую замечательную точку зрения!
Многие зрители хлопали в ладоши, когда пилоты приземлялись, но эти бурные аплодисменты пилоты не могли слышать сквозь шум двигателя и свист ветра, — ведь все их внимание было сосредоточено на площадке приземления, на той скорости, которую следовало выбрать при снижении, и на самом моменте касания шасси поверхности грунтового ВПП, которое все-таки идеальным назвать было нельзя, хотя, даже в этом случае, все пилоты были в равных условиях и выиграть мог тот, кто опытней, у кого больше налет часов, проще говоря, тот, у кого больше было таких взлетов и приземлений.
Хотя некоторую долю удачи мог подарить, конечно, и случай, как и неожиданный порыв ветра у самой земли, однако авиация создана по законам физики и математики, пусть и с известной долей романтики, и поэтому, опять-таки, по моим соображениям, должен был победить тот, у кого цифры в математическом порядке крупнее и многозначнее, и выражены в «летной книжке пилота» элементарно, — в графе «налет часов».
Я не знала наверняка, у кого же из них больше налет часов, так как среди пилотов, с которыми мне приходилось летать в течение многих лет, были и те, кого я видела на этом аэродроме впервые.
В конечном счете, так и получилось, после подсчета судей, после проверки и перепроверки очков — выиграл тот, у кого больше опыта полетов, больше взлетов и приземлений. Им оказался Рахман Оспанов, с которым ранее автору приходилось общаться, — но не приходилось видеть прежде, как он летает и тем более, знать цифру его налета. А теперь я знаю: его летный опыт исчисляется внушительной пятизначной цифрой: около 15 000 часов налета!
За штурвалом — знакомые лица
В самом начале шоу я была приятно удивлена, увидев среди пилотов давнего знакомого, молодого, перспективного летчика-любителя Алексея Красникова, с которым приходилось уже как-то летать в 2004 году в маленьком новеньком самолете типа «ультралайт» производства Украины.
Тогда мы с ним летали в разных режимах, и, поскольку погода была превосходная, как говорят летчики, видимость «миллион на миллион», Красников дал мне даже «порулить» на безопасной высоте, так как прежде мне уже приходилось управлять небольшим самолетом легкого класса, хотя и не в режиме «посадки», а в полете. Я его не разочаровала, и после приземления мне посчастливилось снова сесть в кабину самолета, но уже другой модели.
Таким образом, автору этих строк удалось полетать почти на всех самолетах компании «Аэропракт», которые были в авиапарке солнечной весной 2004 года. И вот, теперь, весной 2006 года, хотя и далеко не в солнечный день, мы вновь встретились с Красниковым, и он все такой же — в белоснежной форме, с «погонными» нашивками пилота на рубашке, стройный, строгий, подтянутый, энергичный!
К сожалению, дед Алексея Красникова, тоже военный летчик, летавший во времена войны на самолетах «Ла-5» в разведывательные полеты, не смог приехать на этот праздник, хотя и был фестиваль посвящен Дню Победы 9 мая.
В кабину своего синего самолета «А-22» Алексей Красников садился с юной очаровательной леди — супругой Еленой, очень похожей на него, такой же обаятельной, стройной, — он взял ее в полет в качестве члена экипажа, а возможно, и в качестве своего драгоценного талисмана.
Красниковы красиво стартовали в синем самолете «А-22», взяв курс в сторону Или, пошли на вираж, посадка была плавной, мягкой. На месте приземления, в самом начале посадочного знака «Т», самолет легко коснулся шасси грунтовой полосы и, аккуратно прокатившись по всем правилам самолетовождения, пошел уже на очередной круг, так как по условиям соревнований судьи дали пилотам только 3 (три) возможности для точной посадки, то есть предполагалось три полета, и по общей сумме баллов подсчитывался результат, со скидкой на одну попытку.
Судейская коллегия, стоя и сидя у самого края посадочного «Т», «отсекала» момент касания шасси, отслеживала весь процесс посадки, за которой далее следовал полет, — самолеты и дельталеты уходили на второй круг, после второй посадки — на третий круг, и третья посадка уже была заключительной, — после нее летательные аппараты ловко «заруливали» на обозначенные места на стоянке. Погода капризничала, ветер гонял тучи на край горизонта, порывы ветра у земли были неожиданными, однако все самолеты и дальталеты приземлялись без намеков на ошибку, так как за штурвалами находились опытные пилоты.
Позднее, на следующее утро, погода внесла-таки свои коррективы — дожди и порывы ветра порой стали сметать со столов «под грибочками» даже бутылки с минералкой. Упражнение «по маршруту» пришлось отменить, а подсчет всех очков свелся к полетам на точность, которые и состоялись между дождями. Таким образом, победителям вручили призы: за 1-е место — Рахман Оспанов получил «ноутбук», 2-е место досталось Алексею Красникову, а 3-е место занял в турнирной таблице ас — пилот дельталета со стажем — Сергей Семенкин.
Эксклюзивный самолет-амфибия
Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что Боги были ко мне благосклонны в то хмурое утро в Алматы. Небо закрылось тучами, и не хотелось ехать на аэродром, только в какой-то момент интуиция подпихнула меня — «торопись!». Позвонив управляющему на сотовый, я успела попасть в числе опаздывающих пассажиров на тот автобус, что отьезжал на фестиваль. Затем повезло встретить много знакомых пилотов, в том числе и тех, с кем на протяжении лет занималась в аэроклубе в советские времена, — ведь не случайно «держит магнитом» небо одержимых.
Есть случайные авторы, которые пишут об авиаторах, есть и такие, кто пишет не на уровне первоклассников об авиации — просто потому, что Её Величество Авиация — как мать родная, с младых ногтей воспитала, научила жить, дала знания, «путевку в небо» и вдобавок подарила пятый океан — океан удачи!
Мне удалось без труда попасть на борт эксклюзивного самолета, потому что все пилоты и парашютисты — как родня, — помогают друг другу. За 2 секунды я села на борт самолета-амфибии, и уже сразу услышала в кабине практически родной голос руководитель полетов — дельтапланериста Александра Козулина, о котором мне также доводилось писать, и летать на дельталете в его же пестром комбинезоне, но это было давно и на других аэродромах.
Гидросамолет — вещь прекрасная, летает легко и плавает по воде, как акула, без проблем и зацепок, мне пришлось немало ранее читать о гидросамолетах еще в университете, однако никогда еще не приходилось на них летать, и тем более «приводняться», еще ни разу — до сего дня, до этого классного момента.
Получив «добро» от РП (руководителя полетов), мы с командиром «Викинга» (так называется «А-24») — А. Никулиным, дождались нужного момента, (нельзя выруливать на ВПП, а тем более взлетать, пока не прогреется масло и топливо до нужной температуры) и порулили на взлетную полосу, — нас вежливо пропустил чешский самолет, за штурвалом которого сидел Рахман Оспанов, я даже успела «поймать» сквозь стекло кабины его одобрительный кивок, адресованный лично мне.
Итак, шеф-пилот компании А. Красникова «Джепсен», — Анатолий Никулин произнес: «Мы пошли на взлет!». Мы не набрали огромной высоты, — в этом не было необходимости, летали на небольшой, — ведь внизу была толпа желающих покататься на этом самолете, — целая очередь, в которой стояли не только корреспонденты, но и мальчишки из числа зрителей, как, впрочем, и обыкновенные взрослые люди. Согласно инструкциям, мы опробовали все варианты полета, летали даже с включенной сиреной, то есть под аккомпанемент типа сигналов «внимание, воздушная тревога», или что-то даже типа сирены ГО (гражданской обороны), так как самолет этот рассчитан для многих целей, и может даже эффективно работать и в условиях ЧС, в структуре «служб спасения». Так, в прошлом году, например, он работал даже на лесоохране. Хороший самолет всегда пригодится в хозяйстве, как и любая другая надежная, классная техника!
В общем, мы летали практически под вой сирены, казалось, даже облака от нас отдалились, — не только влюбленные парочки цапель, скорость звука — это сила. Внизу зрители махали руками, кто-то стоя на берегу, кто-то у дверей своих авто.
Мы летали на крейсерской скорости — 165 км/час, командир самолета «делал виражи», затем корректно и доброжелательно спросил:
— Вы хотите, как я понял, посадку на воду?
— Да, да, хочу! — ответила я.
Однако, снижаясь к воде, к глади реки Или, я заметила, что показания приборов не только уменьшились в цифрах, указывающих высоту, — уменьшилась также и скорость воздушного судна, — только достигнув отметки скорости «100 км/час», мы коснулись днищем гидросамолета поверхности реки.
Ощущения были, э-э-э-э…, конечно же, удивительные, — прежде всего, необычные звуки, сопровождающие движение самолета-амфибии по воде, — они как будто похожи на звуки, какие бывают, когда вы едете на куске линолеума с огромной горы — прямо вниз, по глубокому, но сухому снегу. Других сравнений и ассоциаций привести не могу.
Однако, надо отдать должное мастеру-пилоту, он легко вел гидросамолет по воде, не было никаких прыжков и скачков, это было идеальное глиссирование по водной поверхности (мы не останавливались, а шли по воде, чтобы затем вновь взлететь с поверхности воды, по — научному это и есть «глиссирование»). Такие «приводнения» на реку Или по моей просьбе шеф-пилот сделал трижды.
Безопасность — превыше всего
Следует сказать, что малая авиация, точнее, сверхлегкая авиация уже давно во всем мире стала популярной. И, слава Богу, благодаря усилиям казахстанских профессиональных летчиков, асов — пилотов-пенсионеров, и молодых пилотов-любителей в нашей стране также ощущается движение к прогрессу и развитию, и это правильно — огромные территории Казахстана нуждаются в авиапарках, не только в государственных, но и в частных аэродромах.
Наши люди должны иметь не только личные автомобили, но и уметь управлять самолетами и вертолетами, быть владельцами прекрасной, современной техники. Почему нет? Чем мы хуже других?!!
Иные американцы из числа среднего класса (!) имеют даже коллекции исправных вертолетов и самолетов, но не только «имеют», а могут сами управлять этой техникой. Таков уровень их интеллекта, таким образом, складывается сегодня их «продвинутый» менталитет, хотя мы не можем говорить то же самое обо всем населении США, как, впрочем, и о нашем населении.
Однако, говоря о безопасности полетов, следует сказать и о том, что пилоты должны быть обучены и сертифицированы должным образом, в чем огромная роль АСАК — ассоциации сверхлегкой авиации Казахстана, президентом которой по праву является профессиональный военный летчик-штурман, ныне передающий свой ценный опыт молодежи — У. Ж. Кенесбаев.
Безопасность должна быть контролируема. Авиацию следует всячески поддерживать и поощрять, давая шанс молодым людям для развития, — все эти плюсы пойдут в копилку нашей страны, укрепляя мощь, общий потенциал, охрану страны.
Однако в России ДОСААФ трансформировался в РОСТО, и поддержка власти проявляется во всем, у нас из 14 аэроклубов остался один — алматинский.
И то — благодаря усилиям самих летчиков аэроклуба. Поэтому зеленый свет — нужен всем любителям, чье хобби — авиация, кто стремится летать, совершенствуется. Мы — не банановая республика. Мы — огромная, богатая, космическая держава, способная показать миру образец цивилизованного уровня жизни населения, когда каждый 10-й гражданин страны сможет управлять летающим аппаратом, когда в школах будут предметы «авиадело», «курс пилота» и т. д., и т.п., когда частных аэродромов и частных самолетов будет не меньше, чем в США или ОАЭ.
Выход из любого положения — в труде и развитии. Причем развитие — процесс творческий, а потому — практически бесконечный, уходящий в космос. И это — прекрасно!
P.S. Автор благодарит организатора и спонсора фестиваля А. Красникова — за предоставленную возможность, за те 6 (шесть) полетов на разных моделях его самолетов, которые лично мне удалось сделать, за яркий, радостный праздник на территории базы отдыха его компьютерной фирмы «Омега», столь щедро подаренный нам всем — зрителям, участникам и корреспондентам.
Фото автора: пилот Алексей Красников на фоне собственного «А-22»