Между ангелом и бесом - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Между ангелом и бесом

Между ангелом и бесом

Глубокое волнение чувствуешь, когда видишь бескорыстную помощь человека беспомощному собрату.

  • 21 Ноября 2007
  • 1244
Фото - Caravan.kz

В Алматинском городском хосписе, где за сраженными тяжелейшими болезнями стариками самоотверженно (и за крохотную зарплату, кстати!), день и ночь ухаживают врачи и медсестры, выполняя невидимую, но долгую и тяжелую работу, нельзя не поразиться их душевной красоте и силе.
Отдавать всего себя избавлению людей от страданий, сочувствию и заботе о ближнем — на это не каждый способен…
Сегодня мир человеческих отношений претерпевает серьезные структурные изменения. Люди, как и во все времена, стремятся к благополучию и счастью, однако пути достижения цели каждый обязан выбирать сам. Все больше людей в разных странах мира осознают, что погоня за благополучием никогда не даст подлинного удовлетворения. Человеку необходимо осознание внутренней правоты того, что он делает и благожелательное отношение окружающих. И в поисках этой гармонии его душа мечется между альтруизмом и эгоизмом, условно говоря, между двумя крайними полюсами — «добро» и «зло».
Что такое «альтруизм»? Термин введен философом Огюстом Контом и означает бескорыстную заботу человека и благе других людей. По своему значению он противоположен понятию «эгоизм» — сосредоточенности человека исключительно на своих личных интересах, на собственных благах и преимуществах, безразличного к бедам окружающих.
Во всех известных мировых религиях, если не сам термин, то понятие альтруизма обязательно присутствует. «Возлюби ближнего, как самого себя», «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», «Свобода — Равенство — Братство» — это только самые известные из обличий, «синонимов» альтруизма, применявшиеся человечеством на разных этапах своего становления.
Религиозная система мировоззрения христианства, к примеру, твердо стояла на том, что альтруизм — закон развития всего живого, и побуждала к альтруистическим действиям во исполнение моральных требований. К сожалению, человеку свойственно разбивать общее на частности, за отдельными проявлениями не видя единого целого. А с другой стороны — существует некая стереотипность и инерция мышления. Отсюда и возникает восприятие альтруизма, то как признака религиозности и набожности, то как свойство людей, существующих вне общества (отшельников) или изгоев, то, наоборот, как лозунга революции, и, соответственно, коммунизма и социализма. Но в современной, необычайно сложной и противоречивой цивилизации, вопросы морали становятся необычайно важными для выживания мира людей.
Ученые — эволюционисты, исследовавшие проблемы внутренней стабильности биологических сообществ, давно пришли к выводу, что в тех из них, где были развиты отношения помощи, сотрудничества и взаимоподдержки, вид развивался успешнее и получал больше шансов сохраниться в ходе жизненной борьбы, чем там, где господствовали отношения «каждый сам за себя». Данная тенденция проходит через историю всех биологических видов, начиная от бактерий и кончая высшими млекопитающими.
Благополучие вида определяется в первую очередь его численностью и ареалом распространения. Так вот: крысы, в сообществах которых чувство бескорыстной помощи и всемерной поддержки своих собратьев чрезвычайно развиты, сегодня живут по всему земному шару, вплоть до Арктики, а их количество насчитывает миллиарды особей.
А, например, аист, которого ошибочно люди считают олицетворением, символом семьи, неизвестно почему — яркий индивидуалист, которому даже подруга нужна на короткое время, сегодня стал весьма редкой птицей…
Человек — существо социальное и без общества себе подобных жить не может. Если любого из нас, без всего выгнать в джунгли, то мы протянем недолго. Человеческое общество породило цивилизацию, возможности которой несравнимо выше возможностей любого отдельно взятого человека.
Более того: человеку для полноценного развития нужно общество других людей: примеры разных «маугли» неопровержимо доказывают это. Поэтому выживание общества — залог выживания человека.
Кроме того, общество не может состоять из «абсолютных эгоистов». Еще Дарвин отмечал: «Никакое общество не ужилось бы вместе, если б убийство, грабеж, измена и т. д. были распространены между его членами; вот почему эти преступления в пределах своего племени клеймятся вечным позором, но не возбуждают подобных чувств за его пределами».
Поэтому альтруизм — основа морали, важнейший стержень моральных традиций. «Возлюбите врагов ваших» — что это, как не крайнее выражение стремления к полноте человеческого бытия, обретаемого генерацией любви к ближним и дальним?
С другой стороны, современная жизнь часто доказывает иллюзорность подобных благородных стремлений. Человеческая душа не беспредельна, в чрезвычайных обстоятельствах, на которые так богата современная цивилизация, она становится беспомощной, неспособной объять необъятное.
Можно сочувствовать мукам одного человека, семьи, но гибель тысяч или миллионов существ — это уже заключенная в числах абстракция, полную суть которой человек не в силах охватить. Таковы мы: близкое, непосредственное, то, что рядом, воспринимаем более остро, чем то, что случается где -то вдали. Простой пример: ежедневно по телевизору мы видим ужасные мучения людей, пострадавших от различных катастроф в Азии, умирающих от голода в Африке, но непосредственной, горячей и активной энергии сострадания эти события у нас не вызывают. Ум человека понимает, что страдания этих людей реальны, но сердце его молчит.
Крайние случаи как альтруизма, так и эгоизма, в обществе сравнительно редки. Ученые — психологи заметили, что эгоистические тенденции преобладают прежде всего в поведении молодых людей, а к старости самопожертвование и стремление помочь становятся более заметны. Часто мы видим, как вполне благополучные и успешные дети сдают своих стариков-родителей в богадельню. Но очень редко бабушка отдаст в приют свою маленькую внучку…
Всегда ли альтруизм лучше эгоизма, нет ли упрощения в таком однозначном делении подобных моделей человеческого поведения однозначно на «свет» и «тьму»? Социальная психология и реальная жизненная практика неоднозначно отвечают на этот вопрос. А если бескорыстное сочувствие и помощь направлены не на людей, а на животных — можно ли такое поведение считать альтруизмом?
Одна старушка в Алматы держала в своей двухкомнатной квартире тридцать кошек, которых подбирала на улице, выхаживала и кормила. С одной стороны — пример величайшего бескорыстия и сострадания, поскольку она тратила на их пропитание почти всю свою нищенскую пенсию, сама жила впроголодь. С другой — от этого альтруизма соседи взвыли в голос: ужасный кошачий запах пропитал весь подъезд, кошачьи концерты превратили их жизнь в ад…
Разумный эгоизм, как способ отстаивать свои важнейшие жизненные интересы, не в ущерб другим, как способ выявления уникальной индивидуальности, очевидно, так же необходим. Иначе у нас не было бы ни великих актеров, ни писателей, ни вообще людей искусства, чья неповторимая совокупность психологических черт определяет как их индивидуальность, так и творчество. По многим свидетельствам современников, Микеланджело, как человек, был просто невыносим, однако его творения пережили века…
Поэтому в обществе чаще всего наблюдается не чисто альтруистическое поведение, а смешанное. Это абсолютно точно соответствует любому социуму: везде и всегда бывают как альтруистические, так и эгоистические поступки. Причем их оптимальное соотношение поддерживается естественным отбором: общества, взаимодействие членов которых неэффективно, уступают место более эффективному социуму.
Таким образом, наши моральные нормы не назначаются приказом сверху, а складываются стихийно. За исключением самых базовых, они могут меняться с течением времени (самые базовые входят в минимум, обязательный для возможности существования какого бы то ни было общества).
Принцип простой: новые нормы должны лучше способствовать выживанию общества в изменившихся условиях. Никакая «самая лучшая мораль на все времена» невозможна: не бывает приспособленности ко всему; бывает только приспособленность к конкретным условиям среды. И, конечно — стремление к идеалу, к преодолению темных, «животных» начал в себе.
Человек обречен на вечные метания и колебания между любовью к себе и любовью к другим, и каждый день должен делать выбор…

Рисунок с сайта http://photo.i.ua