Для оценки водообеспеченности стран в мире принято учитывать в первую очередь величину речного стока. Это понятно — реки всегда были и остаются важнейшими водными источниками, как для питьевых, так и для народохозяйственных целей.
Но все дело в том, что эта величина может быть рассчитана только приблизительно, оценочно. Это связано с тем, что реки — это живая природная система, органично вписывающаяся в еще более глобальную систему гидрометеорологических и иных природных комплексов. Так, например, общие водные ресурсы рек Казахстана сегодня оцениваются в 100,5 кубокилометра в год.
Причем только 56,5 кубокилометра из них формируются на территории страны, а остальные 44, 5 кубокилометра поступают из соседних стран — Китая, Узбекистана, Киргизии, России.
Мало того, статистика бесстрастно свидетельствует, что еще двадцать лет назад среднемноголетний сток республики оценивался в 126 кубокилометров. Таким образом, за два десятилетия он уменьшился на 25,5 кубокилометров. Точной причины этому ученые не знают, называя среди них глобальное потепление, хозяйственную деятельность человека, нарушение деятельности гидротехнических сооружений и пр. Кроме того, ресурсы речного стока очень изменчивы год от года.
Максимальные и минимальные значения его могут быть в три раза больше, и в два раза меньше нормы. Маловодные периоды длятся, в среднем, по 5-7 лет, многоводные — по 1-3 года. Этот ритм в целом выдерживается на протяжении столетий, что позволяет ученым и практикам делать более или менее обоснованные прогнозы.
Таким образом, удельная водообеспеченность одного казахстанца уменьшилась за двадцать лет на четверть и составляет сегодня около 6 тысяч кубометров в год. Это один из самых низких показателей в СНГ, по которому мы опережаем лишь Туркмению и Таджикистан.
Следует учитывать и большой разброс по этому показателю по регионам. Казахстан — огромная страна, и в одних областях воды вполне достаточно, а в других — в Центральном, Западном Казахстане — испытывается жесточайший водный дефицит. В целом же по стране водные ресурсы являются дефицитом, если учитывать потребности экономики. В средние по водности годы этот дефицит составляет 6,6 кубокилометров в год, а в засушливые годы уровень водообеспечения по Казахстану достигает едва 60%, а в центральных регионах страны порой 5-15%, причем первым под удар попадет, конечно, орошаемое земледелие.
Ясно, что такая «пограничная» ситуация обусловила большое внимание, которое руководство страны уделяет этой проблеме. Но общество в целом, особенно в благополучных по воде регионах, еще не осознало всю остроту этой проблемы, продолжая бездумно транжирить воду, загрязнять и истощать водные источники. На наш век, мол, хватит, а после нас — хоть потоп, хоть засуха…
Однако понимание злободневности этой проблемы начинает проникать в сознание все большего количества людей. Ведь сегодня даже в крупных городах, промышленных центрах начинается чувствоваться дефицит питьевой воды. Не говоря уже о сотнях поселках, где жители вынуждены брать воду из рек и озер, или пользоваться привозной.
Поэтому рациональное, продуманное использование воды, ее экономия сегодня становятся вопросом дня. Но чтобы создать такую современную систему водопользования и сбережения воды, необходимо решить ряд проблем с нашими соседями, по территории которых также текут «наши» реки и которые также имеют свои интересы в этой сфере.
Крупнейшие наши соседи и партнеры в решении водных проблем — это Россия и Китай. Казахстан находится как бы между двумя берегами и вынужден регулировать свое «течение» в соответствии с «рельефом местности» на этих берегах.
Другими словами, Казахстану приходится постоянно решать проблемы трансграничного стока и использования вод рек с Россией и Китаем, чтобы найти компромисс для интересов экономик всех этих стран.
Сегодня Китай осуществляет программу ускоренного освоения своих западных областей, являющихся одними из самых отсталых регионов страны. Сейчас в Синьцзяне завершается возведение водоканала «Черный Иртыш — Карамай», по которому часть вод из верховий Иртыша будет перебрасываться в район Карамая, где открыты богатые нефтяные месторождения. В этом регионе проживает около 100 миллионов человек, значительная часть которых занимается сельским хозяйством. Решено увеличить площадь орошаемых земель, прежде всего под зерно и хлопок, для чего также предусматривается увеличение забора воды в верхнем течении реки Или.
Переброска части вод Иртыша и Или должна решить задачу обеспечения водными ресурсами быстро развивающийся экономический регион, где промышленность, прежде всего нефтяная, испытывают острую нехватку воды. С введение в строй канала китайская сторона намерена осуществлять ежегодный забор воды из Иртыша в объеме 0,5 -1 кубокилометр, а в перспективе довести эту цифру до 2-4 кубокилометров. Для сравнения можно сказать, что среднемноголетний годовой сток реки Черный Иртыш сегодня составляет 9 кубокилометров. Так что планируемый китайцами увеличенный забор воды не может не сказаться на состоянии реки.
И казахстанские, и российские гидрологи бьют тревогу. Планируемый Китаем забор вод из Иртыша может иметь самые негативные последствия для наших стран. Усиление техногенного влияния на реку может также привести к значительному ухудшению качества воды и вообще экосистемы реки Иртыш, которое и сегодня оценивается как неблагополучное.
У Казахстана здесь — важные экономические и социальные интересы. В бассейне реки Иртыш проживают около 2,5 млн. казахстанцев, здесь расположены крупнейшие промышленные центры — Павлодар, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, сотни малых городов и поселков. По каналу «Иртыш-Караганда» осуществляется водоснабжение Центрального Казахстана, в том числе и столицы — Астаны. Хрупкое экологическое равновесие, которое сложилось в этом очень сложном регионе, в результате одностороннего масштабного вмешательства Китая может быть нарушено, и последствия могут ощутить на себе все страны Центральноазиатского региона.
К таким же катастрофическим последствиям может привести непродуманный забор большого количества воды из Или. Ведь эта река обеспечивает 80% притока воды в озеро Балхаш. Трагедия Аральского моря у всех на виду, и Балхаш, лишенный достаточного притока, может также постигнуть обмеление и засоление. А это крупнейшее в Центральной Азии озеро играет ключевую роль в сохранении климатического баланса всего юго-востока Казахстана.
За последние два года прошли 5 раундов казахстанско-китайских переговоров по трансграничным рекам, два заседания экспертных групп. Удалось сблизить позиции сторон по этой проблеме. Эксперты нашей страны смогли побывать на китайских гидросооружениях, в том числе и на строящемся канале. Китайская сторона упорно гнет свою линию, доказывая, что увеличенный забор воды из Иртыша не приведет к негативным последствиям. Оно готово сотрудничать в этой сфере, однако до определенного предела. Китай не желает брать на себя никаких обязательств по ограничению водозабора в верхнем течении Иртыша. Переговоры, по сути дела, зашли в тупик и сегодня лишь прикрывают сложившееся «статус кво», последствия которого сегодня остаются непредсказуемыми. Но Китай остается участником различных международных соглашений в этой области, в том числе и по качеству воды. И с этой стороны на него можно и нужно влиять.
Сегодня Китаем в ускоренном темпе идет строительство новых и реконструкция старых гидрологических объектов, приближенных непосредственно к границе. Создаются новые лаборатории для пограничных районов для гидрохимического анализа транзитного водного стока. Ведутся широкие научно-исследовательские работы по контролю за состоянием водных ресурсов.
С казахстанской же стороны эта работа ведется вяло и медленно. За последние годы открыт только один трансграничный водный пост для оценки качества воды на реке Или, а их требуется, на разных реках, минимум четыре — пять.
На севере же Казахстан связан несколькими трансграничными реками с Россией — через Урал, Тобол, Ишим, Иртыш. Уже двенадцать лет действует межгосударственное Соглашение между двумя странами о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов.
Создана и активно работает совместная казахстанско-российская водная комиссия, которая утверждает графики работы водохранилищ совместного пользования, распределяет лимиты водозаборов, разрабатывает и осуществляет мероприятия по ремонту и эксплуатации водохозяйственных объектов. Соглашение не так давно продлено до 2007 года и доказало свою эффективность. Специалисты двух стран за эти годы совместной работы научились работать слаженно, оперативно и согласованно решая все возникающие проблемы.
Ничего подобного в отношениях с Китаем нет. И это обстоятельство весьма тревожит трезвомыслящих специалистов — гидрологов и политиков. Если Китай и дальше будет игнорировать интересы своих соседей по региону, то угроза экологических и социальных бедствий в регионе будет нависать над Казахстаном, как дамоклов меч.