Место встречи изменить нельзя - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Место встречи изменить нельзя

Место встречи изменить нельзя

Это раньше мы, вопреки провозглашенному лозунгу "Догоним и перегоним Америку!", отставали от Запада по развитию, а теперь стараемся шагать в ногу. Взять хотя бы новый проект "Электронное правительство".

  • 30 Марта 2004
  • 1082
Фото - Caravan.kz

Европа приступила к нему три года назад, поставив своей целью осовременить свои отношения с народом. А тут и мы поспели. Уже в этом году в Казахстане старое, «бумажное», правительство, станет электронным.
Как бывает в идеале?
Похоже, сбывается заветная ленинская мечта, и каждая кухарка сможет теперь управлять государством. Для этого ей понадобится горячее желание, компьютер и доступ в Интернет. Ну и, конечно, наличие здравых мыслей не помешает. А если серьезно, то концепция «электронного правительства» предусматривает расширение возможности рядового гражданина непосредственно участвовать в процессе принятия государственных решений, а также быть в курсе того, как тратятся его налоги.
Благодаря одной из наиболее распространенных форм общения в Интернете — онлайн-форумам и электронному голосованию можно выражать свое мнение и тем самым непосредственно влиять на принятие решений правительством.
Механизм взаимодействия с правительством очень прост и эффективен.
Прежде всего, он позволяет избегать многих бюрократических процедур. Например, гражданину или организации требуется получить ответ на животрепещущий вопрос. Посредством всемирной паутины можно связаться с компетентной структурой в правительстве, и без очереди, без траты времени и нервов получить исчерпывающий ответ. Кроме того, будет существенно облегчена жизнь предпринимателям — современные технологии позволят в любое время подать необходимую заявку, получить нужную информацию или даже зарегистрировать новое предприятие. Подобные сайты уже действуют в ряде стран Европы. Например, в Германии предлагается предпринимателям и всем желающим осуществить платеж, получить консультацию юриста, работника налоговых органов и так далее. В Швеции через сайт таможенной службы проходят 90 процентов всех деклараций, причем 70 процентов из них благодаря автоматической системе преодолевают процесс таможенной очистки всего за три минуты! С помощью таких электронных услуг можно найти работу, или решить, куда пойти учиться.
Другое направление деятельности «электронного правительства» — облегчение обмена информацией между правительственными структурами разного уровня. Это выгодно прежде всего рядовым гражданам государства, которые очень часто нуждаются в получении тех или иных документов, разрешений и т.д. из центра. Поехать в областной город или столицу есть возможность и время не у каждого, а система «электронного правительства» позволит решить эту проблему на месте.
Одним словом, «электронное правительство», в отличие от обычного, наконец, приблизится к народу.
План «Электронная Европа»
В Европейском Союзе начали внедрять «электронное правительство» три года назад. В большинстве стран определили, что информационные и коммуникационные технологии в государственных административных органах должны быть максимально доступны. Именно таким образом исполнительная власть собирались обеспечить европейским гражданам легкий доступ к основной информации общественного значения, а также способствовать взаимодействию между населением и правительством с помощью современных коммуникационных технологий.
За это время лидерами электронизации государственного сектора стали Швеция, Ирландия и Дания, где объем предоставляемых через Интернет услуг уже превысил 75 процентов. В числе «отстающих» числятся Германия, Бельгия и Люксембург, где число доступных через всемирную паутину государственных услуг составляет лишь четверть от их общего объема.
По данным ООН, в настоящее время из 191 страны, входящей в эту организацию, те или иные элементы «электронного правительства» используются в 173 государствах. Однако в большинстве этих стран правительство ограничивается предоставлением различного рода информации, не получая обратной связи от своих граждан.
Кроме того, воплощение в жизнь прогрессивных планов создания «электронного правительства» сталкивается с рядом очень непростых проблем. Например, все чаще поднимается вопрос, что «электронное правительство» должно работать не только через Интернет, но и через специально оборудованные телевизоры, мобильные телефоны или карманные компьютеры и общественные пункты доступа во всемирную компьютерную сеть. Это условие, утверждают в Европейской комиссии, первостепенно, ибо иначе в обществе может появиться новый нежелательный критерий разделения. Сейчас ЕК изучает возможность решения этой нелегкой проблемы.
Не менее серьезной в Европе считают и проблему безопасности в Интернете. Поскольку «электронное правительство» предполагает передачу важной и секретной информации (например, касающейся годового дохода граждан), обеспечение конфиденциальности выходит на первый план. Одним из методов может стать использование цифровой подписи и защищенных протоколов передачи данных. Однако, учитывая активную деятельность компьютерных пиратов в Интернете, этих мер будет явно недостаточно. Чтобы «электронное правительство» не стало находкой для шпиона, придется много потрудиться службам безопасности.
Несмотря на очевидные трудности, амбициозный план «Электронная Европа» существует и развивается. Возможно, очень скоро «локальные» правительства отдельных стран станут эффективно взаимодействовать и между собой, что в итоге облегчит жизнь их гражданам.
Как у нас?
Проект Концепции создания «электронного правительства», разработанный Агентством РК по информатизации и связи уже внесен на рассмотрение в правительство. В содействии реализации данного проекта уже дала свое согласие корпорация «Майкрософт», которая имеет в своем арсенале самые новейшие информационные технологии.
Казахстанские чиновники так определяют основные задачи создания «электронного правительства»: повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности системы государственного управления, предоставление качественных услуг гражданам и организациям, развитие информационных технологий в общественной жизни. Безусловно, это подразумевает реализацию прав граждан на доступ ко всем видам открытой государственной информации, имеющей индивидуальную и общественную значимость. Так что скоро казахстанцы смогут пользоваться еще одним благом цивилизации.
Правда, потребуется массовая ликвидация компьютерной безграмотности, увеличение числа пользователей всемирной сети и увеличения скорости доступа к ней и улучшение качества связи.
Для этого нужно будет создать дополнительные целевые программы, о которых пока нет и речи. Безусловно, нужно будет заняться и обеспечением безопасности от хакеров, надежно защитить от несанкционированного доступа конфиденциальною информацию.
Но самое главное, чтобы благие намерения не стали пустыми, государственным служащим предстоит оставить свои стереотипы и бюрократические замашки в прошлом. В противном случае не правительство, а именно народ не будет получать «обратную связь» и перспективный, но и затратный, проект превратится в прожект века.