Мертвые души - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мертвые души

Мертвые души

Стране нужно все. Полезные ископаемые (нефть, газ). Земельные угодья (особенно в тех районах, что пользуются спросом). Ценные квалифицированные кадры (стипендия "Болашак"). Мертвые души. Со времен гоголевского романа ничто не изменилось.

  • 27 Февраля 2006
  • 2146
Фото - Caravan.kz

«Мертвые души» Гоголя с его бесподобными образами проходили все еще в школе, где-то классе в седьмом. Однако о чем реально повествует автор, многие начинали понимать лет эдак через 10, уже после прочтения.
Как ни странно, роман о русской действительности и быте времен Царской России рассказывает ни о чем ином, как о нашей реальности. Точнее о государственном устройстве, где в роли лже-помещика Чичикова выступает сама система.
Краткое содержание романа
Решил однажды некий господин Чичиков стать помещиком. Однако, чтобы им стать, нужно было правила соблюсти и иметь определенное количество крестьян в поместье. Чтобы решить эту проблему эффективно и дешево (и помещиком стать, и денег много не потратить), придумал изобретатель сие решение: решил Чичиков души скупать. Души не простые, а мертвые. У других помещиков.
Крестьян вроде как нет вживую, естьпить не просят. Однако на бумаге числятся, а для бюрократии и того достаточно — набрал количество, считай, помещик. И тебе хорошо, и другим, у кого скупаешь, тоже — крестьянин давно умер, а пользу материальную хозяину сейчас приносит.
И процветало бы это предприятие в романе, если бы не людская жадность, зависть и глупость. По замыслу автора, именно эти самые людские чувства и преградили путь мечте простого человека обрести статус в обществе. В реальности все гораздо сложней.
Эпиграф
Журналисты тоже люди. И как с людьми, с нами часто случаются обыденные истории. Обыденные, потому что происходят изо дня в день. Происходят потому, что замалчиваются и не решаются. Люди молчат, терпят, ругаются в пределах одной отдельно взятой очереди, к примеру, в паспортном столе, предъявляют претензии на уровне «девушки в окошечке», а дальше не идут. Не верят уже, что что-то может измениться.
Даже я, решив изложить эту простую историю, и, честно сказать, пойдя дальше, чем обычный человек, который после посещения государственных предприятий лучше рюмку водки «хряпнет», чем станет выяснять (своим нервам дороже!), не совсем уверена в том, что государственные мужи обратят внимание на сие недоразумение и упущение, а после обязательно постараются решить.
Не очень краткое содержание реальной истории
Семь месяцев назад я, получив образовательный грант, уехала учиться за рубеж. Вот уже семь месяцев я живу в другой стране, имею вид на жительство, снимаю там квартиру и плачу налоги. Как полагается совершенно законопослушному резиденту. Я плачу налоги и обязательные коммунальные (говоря нашим канцелярским языком) платежи там, а моя мама платит за меня здесь.
За воду, газ, прочие услуги, проставленные и просчитанные в квитанции. Она платит за меня, хотя я этими услугами не пользуюсь, и платить не должна. Все это время моя мама пытается сделать так, чтобы сэкономить эти деньги (в месяц набегает больше 1000 тенге), которые в сумме за время моего отсутствия дадут около 20000 тенге ПРОСТО ТАК, за то, что я числюсь, так сказать. За то, что прописана.
Почему в нашей бюрократической системе очень просто встать на учет, чтобы на тебя начисляли, и очень трудно эти начисления остановить? Почему за семь месяцев хождения по инстанциям моя мама не смогла добиться по логике и смыслу отмены оплаты части коммунальных платежей?
По этапу
Чтобы решить вопрос с платежами, в первую очередь моя родительница отправилась в КСК по нашему району. Где ей любезно сообщили, что нужны документы, удостоверяющие мой отъезд на учебу за границу с конкретными датами. После получения ксерокопии (даже заверения у нотариуса не потребовали) документов на стипендию со сроками учебы, КСК сделали перерасчет той части коммунальных платежей, взимание которой лежит непосредственно на них — вывоз мусора (54 тенге). Наверное, потому что сумма платежей за мусор очень невелика, в КСК и не стали требовать многого, даже документы без перевода приняли.
Однако, не все так просто. Главные суммы, как известно, набегают за свет, воду и газ. Из КСК маму перенаправили в Распределительную компанию теплоэнергии «АПК», которая и отвечает, точнее, начисляет за пользование этими благами цивилизации. Здесь приложив все документы, моя мама написала письменное заявление с просьбой сделать перерасчет платежей в связи с отсутствием одного из членов семьи в течение длительного, очень длительного времени.
Через 10 дней по почте пришел ответ за подписью господина В. Кирдяйкина, заместителя управляющего директора АПК РКТ по коммерции: «На ваше заявление сообщаем, что по вопросу изменения количества проживающих, Вам необходимо обратиться в ТОО «АРЦ «Алматыгаз» по адресу: ул. Гагарина, дом 192А (угол ул. Тимирязева), т.к. последнее изменение количества проживающих с 2 на 3 человека было выполнено ТОО «АРЦ «Алматыгаз».
После похода в вышеназванную организацию и изложения причин, выяснилось, что ТОО «АРЦ «Алматыгаз» (почему-то ответственное и за воду со светом) может сделать перерасчет только в том случае, если каждые три месяца будут предоставлены заверенные копии документов из университета, а также заверенный их перевод. Что обойдется примерно в 1000 тенге плюс беготня по нотариусам и чиновникам, а также пересылка из другой страны. Стоит ли овчинка выделки?
По совету «доброй» паспортистки КСК, предложившей «просто выписать» меня из квартиры на время учебы (тем более, что точные сроки моего пребывания за границей пока неизвестны), мы, посчитав все плюсыминусы, решили так и сделать. Пока не узнали, что это …невозможно.
Вооружившись терпением, теперь уже вдвоем (каникулы я решила провести дома) мы отправились пораньше штурмовать паспортный стол. Как обычно, очереди выходят на улицу, правил сдачи документов никто не знает, а на информационном стенде с трудом можно понять, что к чему. К примеру, отстоишь очередь человек в 50 в кассу, а тебе вдруг объявляют, что оплату за снятие с регистрации (выписку, то бишь) отменили. Однако обновить стенд никто не спешит. И люди вновь и вновь занимают длиннющую очередь.
«Куда выписывать будем?» — спрашивает Главный специалист Управления ОДиР Управления юстиции Бостандыкского района города Алматы Рахимбаева Майра Султановна. Мы не поняли:
— В смысле выписывать?
— Ну, новый адрес какой?
— Да за границей дочка у меня учится, вот и хочу, чтобы платежи за нее не платить выписать.
— Нельзя, — говорит Майра Султановна, — за рубеж выписать. Мы можем только по Казахстану. А за рубеж — в миграционный отдел на Мынбаева-Ауезова, с этими же документами.
Однако за неделю до этого мама была у начальника этого же паспортного стола, которая сама посоветовала прийти и проделать процедуру там, где мы только что получили отказ…
Идем к Начальнику отдела документирования и регистрации Управления юстиции Бостандыкского района города Алматы Потаповой Любви Петровне. Надо сказать, чтобы получить хоть какую-то информацию у наших начальников, нужно иметь очень большое терпение и выдержку. Разговор начинается, как правило, на повышенных тонах со стороны чиновника (лучше не задаваться вопросом, по какому праву совершенно незнакомый человек может себе позволить так неуважительно себя вести — это издержка системы), где вы выступаете в роли просителя. Если повезет, после того, как вам дадут понять, кто в доме хозяин, гнев сменится на милость, как в нашем случае.
По делу о выписке, Любовь Петровна объяснила, что правила таковы — выписаться в паспортном столе человек может только в пределах республики, при этом необязательно прописываться, вам нужно лишь назвать любой припомнившийся вам адрес в Казахстане, и они выпишут вас туда. Для проформы, так сказать, нужна такая информация.
А дальше — ваше дело, прописываться по этому адресу или нет. Однако существует одно «НО»: выписавшись, вам все-таки НУЖНО прописаться, иначе придется платить ШТРАФ.
На момент разговора с госпожой Потаповой (середина февраля 2006 года) штрафные санкции еще не были введены, и размер штрафа никто не знал. Однако такая реальность не за горами.
Почему я должна выписываться в пределах Казахстана, становиться правонарушителем и после платить штраф, сумму которого сейчас мне никто сказать не может, чтобы всего лишь отменить платежи за то, чем я не пользуюсь?
Заметьте, не укрываюсь от уплаты, а всего лишь хочу, чтобы все было по логике и совести?
Наверное, эти слова для тех, кто сочиняет правила — пустой звук. Любовь Петровна открыла мне тайну: миграционный отдел НЕ выпишет меня, поскольку они занимаются только вопросами ПМЖ (гражданами, которые уезжают из страны на постоянное место жительства за границу).
Неутешительный итог
Придя домой, я долго думала: «Почему же в нашей стране такой бардак?!». Система сама заставляет граждан извиваться и ухищряться, чтобы реализовать свои законные права. Правила — не что-то абсолютно неизменное для всех и вся, а лишь оболочка, которой каждый чиновник может придавать свою форму.
Почему в КСК могут так запросто отменить платежи, а для АПК с Алматыгазом правила другие? Потому ли, что КСК потеряет 54 тенге, а другие участники системы — 1000?
И почему мне дешевле стать правонарушителем в рамках закона и после заплатить штраф, нежели каждый квартал тратить сумму, равную сумме платежей, чтобы доказать по правилам, что я не пользуюсь услугами?
Почему компании, предоставляющие эти самые услуги, могут запросто с проверкой начислить вам оплату по «реальному количеству проживающих», как они говорят, а в обратном порядке эта схема не работает?
После всех хождений и бесед с чиновниками, после заполнения формы «Вопрос Акиму» на сайте городской администрации Алматы и неполучения ответа, я поняла: у нас НУЖНО платить, всегда, по любой причине.
Есть только разница, каким образом ты будешь платить меньше и насколько. И выдержишь ли всю эту бюрократическую волокиту, чтобы разницу в оплате вернуть.
А между тем, если посчитать, какое количество тепласветагаза оплачивается и какое расходуется, выйдет неплохая сумма (наверняка, к примеру, бесплатно можно будет отапливать как полагается детские дома или дома престарелых).
Давайте просто прикинем в уме количество выезжающих за рубеж студентов по образовательным программам DAAD, Muskie, Болашак со всего Казахстана, помножим его на срок учебной программы (самое малое 12 месяцев) и на среднюю сумму оплаты в 1000 тенге в месяц.
Да не забудем также про студентов, которые едут учиться в близлежащие, к примеру, Российские города: Омск, Томск, Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург и так далее.
Только по программе Болашак (прошлогодний набор дал количество в 3000 мест) по простым подсчетам получилось порядка 36 млн. тенге — за услуги, которыми эти студенты не пользовались.
Что же получается? Этакие «мертвые души» нового времени: не живут, а числятся и даже государству прибыль приносят? А ведь не малую.
Знал ли Гоголь, когда живописал своего Чичикова, что время ему только на пользу? Как хорошему выдержанному вину? Не сотрется Павел Иванович из памяти, а будет поставлен на конвейер, чтобы производиться массово. И со временем уже не люди станут Чичиковыми, а целые государства. Где не простые граждане с их реальными чаяниями и бедами будут являться основополагающими задачами для решения правительств, а номинально числящиеся «души мертвые». С которыми хлопот меньше, а прибыль такая же.
Эпилог
» — Помилуйте! — вскрикнул Чичиков, — души ведь некоторым образом мертвые.
— Очень хорошо. Вы так и напишите, что души некоторым образом мертвые.
— Но ведь как же — мертвые? Ведь этак же нельзя написать. Они хотя и мертвые, но нужно, чтобы казались как бы живые».