Тема кино — позади
— Кайрат, в вашем творчестве много места занимают дружеские шаржи на киноактеров. Почему именно люди кино, а не, скажем, политики?
— Во-первых, политики мне неинтересны. Они несвободны, их образы — это зачастую не истинное лицо, а то, что сделали из них стилисты, пиарщики и те люди, интересы которых они представляют. Кино — это художественное творчество. Здесь есть герои, которым хочется подражать, и мы невольно связываем образ героя с его исполнителем. Поэтому киноактеры более любимы и популярны. У меня был долгий период, когда я с удовольствием рисовал шаржи на киноактеров. Но как только перерисовал всех тех, на фильмах которых выросли я и мое поколение, мне стало уже неинтересно. Сегодня кино и телевидение настолько скоротечны, что нет смысла гнаться за ними и отслеживать этот процесс. Звезды-однодневки сменяются одна другой. Они меня «не цепляют». Я не вижу кинозвезд уровня Алена Делона или Элизабет Тейлор. Возможно, я просто перерос тему кино. Сегодня для меня неважно, знаменит человек или нет, главное — чтобы это была личность. А еще интереснее из облика обычного человека создавать образ героя. Сегодня меня это вдохновляет, и мои находки радуют заказчиков.
— Откуда берет начало ваша шаржевая деятельность?
— Со школьной скамьи я любил рисовать. И был такой случай. Однажды отец, работая на шахте, привел ночью домой всю бригаду (вероятно, обмывали зарплату) и похвастался бригадиру, что сын классно рисует. Папа очень гордился моими успехами. Это чувство ответственности перед отцом, а теперь — перед его памятью, сохранилось у меня до сих пор. Отец тогда разбудил меня. Протерев глаза, взяв в руки карандаш, я начал рисовать бригадира, благо, у него был крупный нос. Отец мне говорил, что важно подметить самую главную черту в человеке. И я зацепился за нос бригадира, как утопающий за соломинку. После окончания работы наш дом взорвался от хохота всей бригады и самого героя портрета, который со словами: «Похож, похож!» одобрительно похлопал меня по плечу. Это и был мой первый шарж.
Раскрыть характер человека
— Сегодня есть компьютерные программы, трансформирующие лицо человека. Остаются ли востребованными шаржи?
— Все эти программы просто уродуют лицо, иногда это бывает смешно, но порой — просто противно. Истинный шарж — это произведение искусства, где надо видеть человека и думать, что утрировать, что гиперболизировать, как правильно скомпоновать на листе, а главное — раскрыть при этом характер человека. В шарже все должно быть гармонично и вызывать добрую улыбку.
— А кого из знаменитых людей рисовали с натуры?
— Армена Джигарханяна, когда он приезжал в Караганды, Ирину Муравьеву на фестивале во Франции, Александра Панкратова-Черного у него дома в Москве. А вот Никиту Михалкова, Вию Артмане, Николая Бурляева, Барбару Брыльску и Майкла Йорка (из фильма «Кабаре») — мне удалось запечатлеть на кинофестивале «Евразия» в Алматы.
— Вы дарили им свои работы?
— Не всем. Но наиболее яркий случай — встреча с Жан-Полем Бельмондо. В Московском кинотеатре «Октябрь» я подарил ему свой первый любимый профессиональный шарж. Его восторженное «О-о-о, мерси!» и крепкое пожатие руки вдохновили меня тогда на создание серии шаржей на киноактеров, с которыми мне довелось путешествовать по кинофестивалям.
Шаржи, утки, ордена
— Все ваши прежние работы в основном добрые. Сейчас другое время. Не требует ли оно некой агрессивности и в творчестве?
— Все зависит не столько от времени, сколько от взглядов мастера. Если у тебя даже где-то глубоко есть агрессивность, невольно выбрасываешь ее на холст. Но я стараюсь жить позитивно и сознательно не делаю «страшных» вещей. В настоящий момент меня привлекает эротическая тема. Мы выросли на знаменитомзаключении: «В Советском Союзе секса нет!» Но и то, что мы видим сейчас на видео и телеэкранах, тоже не радует глаз. У меня же есть серия полотен на сексуальную тему, которая, на мой взгляд, может помочь зрителям раскрепоститься, освободиться от каких-то комплексов, «запретных тем». Работы на эту тему должны выглядеть достойно и благородно, ведь это то, что присутствует в нашей жизни. Это есть и должно быть.
— Вас знают как художника-шаржиста, портретиста. А есть ли работы других направлений, не считая «французской лопаты»?
— Ну, во-первых, я — художник-универсал, берусь за любую работу. Сегодня именно шаржи наиболее востребованы и хорошо оплачиваемы. Приведу конкретный пример. Раздается звонок: «Вы можете за одну ночь раскрасить уток? Никто не берется». Отвечаю: «Раз никто не берется — тогда ко мне». Но когда их привезли, у меня был шок. Это оказались огромные муляжи гусей из полистирола количеством 21 штука. Я понял, что ночи не хватит! Причем претензии у заказчиков-охотников были серьезные. Пришлось экспериментировать: автогрунт, нитрокраска, обезжириватель и другое. Мастерская превратилась в птичник: я раскрашиваю клювики и лапки, и вдруг раздается другой звонок: «А не смогли бы вы сделать ордена из золота и серебра, да чтоб с бриллиантами?».
Я никогда не занимался ювелирной работой, так как равнодушен к камням и цветным металлам, но решил попробовать, уж больно гонорар привлекал! Отложил гусей и взялся за ордена: сделал эскизы, подрядил карагандинских ювелиров и в итоге лично вручал ордена на корпоративе адресатам. Один улетел в Голландию, а другой — в Германию. После такого «высокого» заказа обнаружилось, что мои гуси еще «не улетели». В течение полугода я чередовал своих гусей с серьезными заказами. Тем не менее, клиенты остались довольны качеством работы, а я рад, что наконец-то мастерская приобрела прежний вид и не напоминает охотничий сарай.
Секреты мастерства
— Бытует мнение, что художники редко бывают довольны своими работами.
— Два года назад мне заказали портрет первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова. Я изучил его биографию, проникся уважением к этому человеку и решил сделать не традиционный юбилейный портрет, а философский. По сей день я не просто доволен своей работой, а горжусь ею.
Совсем недавно, в июле, мне «заказали» итальянского бизнесмена. Я предложил три варианта размеров холста и цен. Заказчик выбрал наименьший по размеру и по цене. Но, приступив к работе и войдя в материал, я понял, что этот размер — не для такой личности. Принял решение — сделать на большом холсте. Выложиться на 200%. Я знал, что сделал классную работу. Через месяц мне пришла телефонограмма, что итальянец был в восторге и устроил уикэнд для друзей, чтобы показать, какой подарок получил из Казахстана. Это была хорошая новость, подтвердившая мою уверенность. Вот теперь сижу и жду заказов от друзей миллионера (смеется).
— Что сложнее — рисовать с фотографии или с натуры?
— С фотографии работать легче в эмоциональном плане: сидишь в мастерской, и никто не мешает, но сложнее добиться психологизма. Рисуя с натуры, эмоционально затрачиваешь больше энергии, но работать интереснее, и легче раскрыть характер человека, потому что общаешься с ним лично. Поэтому, когда я работаю на выезде, то оговариваю с заказчиком конкретное количество портретов, которые можно успеть выполнить за один вечер.
— Что значит «работать на выезде»? Можно подробнее?
— Например, у заказчика свадьба. Он приглашает меня поработать на празднике. Я должен нарисовать его гостей. Сам процесс рисования — это уже маленькое шоу, в заключение которого проводится аукцион — распродажа дружеских шаржей на гостей в фонд жениха и невесты. Вот другой пример. Прошлым летом одна из гостиниц в Астане отмечала годовщину своего открытия. Менеджеры сделали приглашение: оплатили дорогу туда и обратно, проживание в пятизвездочном отеле, питание плюс гонорар. В мои обязательства входило рисовать любого желающего, развлекать публику и успеть при этом нарисовать не менее десяти человек. Сегодня жизнь налаживается, люди хотят зрелищ. Поэтому я по-прежнему рисую с натуры, но только уже не на улице, а на конкретных торжествах.
Попробуйте, догоните
— Нам известно, что вы проводите мастер — классы для начинающих художников. Вам не кажется, что таким образом вы плодите себе конкурентов?
— Очень хороший вопрос. Недавно я записал в своем дневнике: «В начале творческого пути всегда говори «Да». Но когда достигнешь определенного уровня — учись говорить «Нет», чтобы подняться на новый уровень». Поэтому сегодня своим ученикам я советую браться за любую работу, проверять свои силы и набираться опыта, а себя убеждаю не размениваться на мелочи, а браться только за интересные проекты. И если у кого-нибудь из моих учеников получится сделать шарж лучше, то я буду только рад. Но хочу напомнить, что я не стою на месте и продолжаю развиваться. Пусть попробуют догнать!
Николай КРАВЕЦ, фото автора, Караганды