Кабинет министров пришел к необходимости “отрегулировать” рынок. Но как? Универсальный рецепт – перекрыть путь экспорту казахстанских зерна, муки и масла и наложить высокие пошлины на ввоз российского сахара.
Запрет на экспорт – это реакция на меры, которые предпринимают наши соседи по защите своих продовольственных рынков. Россия в интересах собственного производителя уже ввела ограничения на импорт ряда продуктов. “Транзит” продовольствия нероссийских производителей власти соседней страны обложили невыгодными пошлинами. В итоге мы получаем масло и сахар российских и украинских производителей по ценам, которые они нам диктуют.
Казахстан намерен на это “адекватно отреагировать”. На селекторном совещании правительства министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов сделал соответствующее заявление по “сахарно-масляному” вопросу.
– Со всеми сахарными заводами подписан меморандум, в рамках которого они обязуются в полном объеме обеспечить внутренний рынок за счет отечественного производства и стабилизировать цены на белый сахар. С начала года они держатся на уровне 100 тенге за килограмм, – указал он в своем докладе Премьер-министру.
Правительство готовит постановление, согласно которому на ввоз российского сахара будет наложен запрет как минимум до октября.
Озаботились министры и будущими ценами на фрукты. Рассчитывать на дешевые овощи и фрукты из соседних центральноазиатских стран не приходится. Небывало холодная зима в Узбекистане и Таджикистане может привести к тому, что соседям привозить к нам будет нечего.
А то, что попадет на казахстанские прилавки, окажется слишком дорогим. Особенно если учесть наши таможенные пошлины. На селекторном совещании вновь назначенный министр торговли Владимир Школьник попытался объяснить губительное действие пошлин на примере узбекского перца и ташкентских помидоров.
– За четыре сома болгарский перец готовы продать поставщики, которые импортируют его к нам в страну, – объяснял “происхождение тарифов” экс-министр энергетики. – Четыре сома и тринадцать процентов НДС, начисляемых на таможне, – это уже сорок тенге, а не 14, как могло быть… Слишком дороги помидоры из Ташкента, если привезти их в Астану: цена 230 тенге за килограмм – нехарактерная цена для нас. Но она вырастает еще до 450 за счет надбавок, которые здесь есть.
С 1 марта ограничат в аппетитах казахстанских зерновиков. Семь миллионов тонн зерна, по подсчетам Минсельхоза, уже вывезено. В остатке остается три, и этого должно хватить до нового урожая. В связи с этим решено прекратить кампанию по расходованию зерна из региональных фондов.
– Мы вышли на первое место в мире по экспорту муки не только потому, что у нас высококачественная мука, а еще и потому, что это очень выгодный бизнес для мукомолов, – заявил Ахметжан Есимов. – Поэтому надо отслеживать, чтобы мука шла прежде всего на внутренний рынок – на хлебозаводы, и только потом ее излишки – на экспорт.
Похоже, что сегодня наступил наконец самый главный экзамен для нашего сельского хозяйства. Три “года аула”, бесчисленные льготы и преференции, налоговые отсрочки – и все это привело к тому, что прекращение поставок овощей из Узбекистана расценивается правительством как угроза национальной продуктовой безопасности?
Али Салбиев, Астана