Казахский язык Татьяна полюбила с детства и теперь передает свои знания другим. О том, почему она не верит в авторские методики и как окружающие реагируют на человека славянской внешности, знающего казахский, Татьяна Раджибаева рассказала корреспонденту Caravan.kz.
"Все удивлялись и умилялись"
— Татьяна, как вы сами начали изучать язык?
— Я выросла в деревне Кызылагаш рядом с Талдыкорганом. Язык стала учить из детской любознательности. Мне тогда было 6 лет, половина соседей были казахскоязычными. Тогда, тем более в деревне, в ауле, не принято было ограждаться. Все жили открыто. В теплое время соседи собирались на улице за большим круглым столом. Отовсюду доносилась казахская речь, к тому же соседи были очень музыкальными. Пели, играли на домбре, разговаривали. Мне всегда было интересно, о чем они говорят, о чем поют. И соседи, видя мой интерес, всегда звали меня к себе за стол. Несмотря на то что я была маленькой девочкой, они относились ко мне с большим уважением, как к высокопоставленному гостю. Даже сейчас вспоминаю об этом с теплотой.
Тем временем родители, видя мой интерес к языку, решили отдать меня в казахскую школу.
— Наверное, было непросто?
— Да, здесь и начались мои трудности. Тогда я, конечно, еще не свободно говорила на казахском. У родителей попросить помощи с домашним заданием не могла. Первый месяц я сидела за партой и ничего не понимала. Помню, что мой первый выход к доске сопровождался дружным хохотом сверстников. Но мне повезло с первой учительницей: она поговорила со мной, с одноклассниками, и у меня не пропал стимул изучать язык дальше. Я не замкнулась и первый класс окончила отличницей.
— Как окружающие реагировали на то, что маленькая девочка Татьяна так хорошо владеет казахским?
— Все удивлялись, умилялись, что девочка славянской внешности чисто разговаривает на казахском. Сейчас это уже не так удивительно, что человек другой национальности знает казахский язык в нашей стране. И это радует. Сейчас многие стремятся знать язык страны, в которой ты живешь.
Главное — слушать и говорить
— Наверное, вас часто спрашивают, как вам все-таки удалось выучить язык на таком высоком уровне?
— Да, но на самом деле никакого особого секрета и методики нет: меня просто внедрили в казахскую среду, и в этом окружении я выучила язык. Получается, что слух привыкал к казахской речи. Поэтому сейчас на своих курсах я уделяю большое внимание аудированию, чтобы человек учился понимать казахскую речь. Ну и, конечно же, надо говорить. Это намного эффективнее, чем сидеть и зубрить грамматику При изучении любого языка надо больше слушать и говорить.
— Как вы начали преподавать казахский?
— По образованию я педагог казахского языка, но в школе работать не стала, а репетиторская деятельность началась совершенно случайно. Знакомая сказала, что хочет говорить на казахском так же, как я, и попросила преподавать ей язык. На следующий день мы начали уроки. При этом предварительно у меня не было никакой программы. Просто я к ней пришла, и мы начали потихоньку говорить. Сначала употребляя те слова, которые она знает, и постепенно мы начали идти к большему. Уже в практике начали рождаться идеи, что и как делать, чтобы научить языку.
"Придумываем велосипед, который изобретен"
— Какие, по вашему мнению, есть недостатки в существующих методиках обучения казахскому?
— Я считаю, что в большинстве случаев мы пытаемся придумать велосипед, который уже существует. Не надо ничего придумывать. Я не верю преподавателям, которые говорят, что у них авторская методика. Все методики уже давным-давно придуманы. Нам нужно пользоваться теми инструментами, что есть, и не тратить время и силы на придумывание чего-то нового. Есть всего четыре навыка, чтобы выучить любой язык: аудирование, разговор, чтение, письмо.
Основываясь на этих четырех китах, можно научиться любому языку.
Казахский язык — требование будущего
— В чем, по вашему мнению, состоит главная задача учителя?
— Главная задача – подобрать правильные задания по этим четырем навыкам. И невозможно научить языку, тут более подходящее слово "тренировать". Как в спортзале. Персональный тренер не будет же за тренирующегося поднимать гантели. Человек делает это сам, тренер направляет, подсказывает и исправляет. Точно так же и в изучении казахского. Тогда будет результат.
— Обращаются ли к вам люди других национальностей? И с какой целью люди обычно изучают казахский язык?
— Да, конечно, и как ни удивительно, очень много обращаются студентов казахской национальности. Они выросли в русскоязычной среде и сейчас понимают, что казахский язык — это требование будущего. Еще одна причина – уважение к стране, в которой ты живешь. Сейчас люди чаще приходят к мысли, что если ты живешь в Казахстане, то надо знать язык хотя бы даже для себя.