Эта выставка – пример того, как звук может превращаться в цвет. Неужели так все и происходит?
– Да, – рассказывает Ирина, – это совершенно конкретный и правдивый факт из моей жизни, как рождаются картины. Вот так, бывает, утром слушаешь радио, пьешь кофе, и вдруг – бам! – мгновенно в голове появляется образ. И потом ты его просто обязана воплотить. Он тебе просто не даст жить спокойно, не даст спать, пока ты его не напишешь”.
Такая “зависимость” появилась у художницы из-за очень редкого свойства – синестезии. Звуки, которые она слышит, воспринимаются ею так же, как цвета. Каждый инструмент, каждый тембр имеет для нее свою неповторимую окраску. Алая с огненными всплесками электрогитара, терракотовая акустическая гитара, жемчужные клавишные, сапфировая ритм-секция… Бывает и обратный процесс. “Увидишь какой-то цвет, – делится Ирина, – и он у тебя буквально звенит. Это такая особенная взаимосвязь органов чувств, что ли. Поэтому “Цветомузыка” – для меня очень глубокое понятие”.
Экспозиция состоит из нескольких серий. Подборка “Калинов мост”, как можно понять, навеяна творчеством одноименной группы, а также других коллективов, исполняющих рок. Ира признается, что без этой музыки она бы не была такой, какая она есть сейчас. В другой серии художница предлагает зрителю путешествие “Через города”. И неважно, какого цвета город на той или иной картине – синего, желтого, белого или красного, его размеры всегда колоссальны. Где-то он простирается до линии горизонта, а где-то даже не оставляет места, чтобы увидеть небо. “Обычный день” – серия из четырех натюрмортов: “Утро”, “День”, “Вечер” и “Ночь”, очень тонко с помощью предметов передает хронологию отношений между людьми, которые даже не появляются на холстах…
Кроме особой чувствительности к цветам у Ирины есть еще одна замечательная способность – умение приобретать друзей. Она запросто обращается со страниц каталога к своим зрителям на “ты” и без долгих церемоний призывает последовать ее примеру – превращать музыку в цвета, и наоборот. Свой талант сходиться с людьми она объясняет просто: “Когда в человеке есть изюминка, я ее вижу. И если кто-то мне интересен и располагает ситуация, то нет причины, чтобы не подойти к нему и не пообщаться”. Известно, что художница поддерживает отношения со многими своими музыкальными кумирами, хотя и не любит об этом распространяться.
Было бы странно, если бы на открытии ее первой выставки, тем более с таким названием, не звучала музыка. Участники алматинского проекта “Шаман Еще Бубен” – конечно же, друзья Ирины – представили публике звуковую часть вечера. Их эмоциональное, импровизационное творчество помогало собравшимся ощутить внутри себя их собственную “Цветомузыку”.
Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)