Медное волшебство: саамские сказки о Солнце - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Медное волшебство: саамские сказки о Солнце

Медное волшебство: саамские сказки о Солнце

Hand made и Do It Уourself – эти слова, к частью, сегодня известны очень многим женщинам. К счастью – потому что слишком долго мы, женщины, стремились строить карьеру, зарабатывать и быть самостоятельными.

  • 10 Сентября 2014
  • 2311
Фото - Caravan.kz

Так долго, что забыли, что можем создавать своими руками уникальную красоту, которую не в силах сделать ни один мужчина. И если еще десять лет назад вышивка, вязание, шитье и рукоделие в целом считались чем-то почти смешным, бабушкиными занятиями, то сегодня мы – те, кто переоделся в юбки и перестал конкурировать с мужчиной за главенство в семье – наконец, поняли: каждая из нас – Волшебница, а творчество – это и есть наш волшебный женский мир, из которого плетется судьба и женское счастье.

Мою собеседницу я нашла случайно, роясь в сообществах, посвященных рукоделию, во ВКонтакте.

Екатерина Голубева, известная как Katarina, географически живет на севере России, на деле существуя где-то между Мурманском и Санкт-Петербургом. Растит дочку, часто наведывается в глухую деревеньку – со всеми ее атрибутами: печкой, баней, стадами коров и овец на рассвете, с красивыми закатами, разнотравием, наступающей осенью и свежестью по вечерам. Два ее увлечения – вязание и создание украшений-амулетов из меди, горного хрусталя, аметиста, чешского стекла, кусочков сосны, фигурок из полимерной глины – это настоящая северная сказка про ведунью. Не удержавшись, я купила у нее один из кулонов, который, как и все ее изделия, можно приобрести в Интернет-магазине.

Сегодня рукодельницы все чаще открывают свои Интернет-магазины, либо страницы в социальных сетях, в которых находят покупателей. Как стать такой мастерицей – об этом я и решила расспросить Екатерину.

Екатерина, как Вы поняли, что достигли определенного уровня, на котором можно начинать создавать изделия для того, чтобы их купили? Иначе говоря, как должен себя почувствовать мастер, чтобы смело начинать продавать свой товар?

Я этого не поняла. Просто решила, что попробую сделать что-то и продать. Это было самонадеянно и рискованно, но правильно: если решил что-то сделать, делай. Излишние сомнения и неуверенность – далеко не лучшие спутники успеха.

Разумеется, нужно объективно смотреть на продукт своего творчества: он не должен быть плохим, таким, чтобы было за него стыдно. Вещи обязаны быть добротными, интересными, люди не будут покупать банальности.

Как долго и у кого Вы учились? Или Вы самоучка?

Скорее самоучка. Вязать я начала в школе, училась по книжкам, начинала с простеньких шарфиков и варежек, а к концу школы уже связала себе пару страшненьких свитеров). Потом вязание было заброшено на несколько лет, а вернулась я к нему в декрете. Именно в этот момент я открыла для себя интернет форумы и почерпнула оттуда море информации.

Что касается украшений, то тут у меня есть наставник – Хани Крупина. Следя за ее творчеством, я прямо заболела техникой Wire Wrap, даже сходила на мастер-класс к Хани, после чего закупилась необходимыми материалами и приступила к экспериментам.

Что нужно знать, чтобы открыть Интернет-магазин? (как сделать сайт, какие платежные системы необходимо освоить для себя и т.д.)
Прежде чем делать интернет-магазин, нужно попробовать себя на других, «общих» площадках по продаже хендмейда, коих сейчас великое множество, в социальных сетях. Если усилия вознаграждены интересом покупателей, то тогда можно приступать к созданию сайта, хотя он не является необходимостью, это скорее показатель статуса мастера.
Очень важна презентация изделий, красивое фото, правильное описание, важно и умение общаться с покупателями. В общем, занятие хендмейдом сочетает в себе сразу несколько профессий: ты должен быть и мастером, и менеджером, и фотографом, логистом и бухгалтером.

Сколько времени у Вас занимают украшения (вязание)?

Всегда по-разному. Украшения делаются быстрее: день-два. Вязание – очень трудозатратное занятие, именно поэтому я предпочитаю вязать аксессуары и очень редко берусь за что-то масштабное.
Handmade – это Ваше основное занятие?
Да, уже несколько лет он является единственным источником моего дохода.

Что нужно для того, чтобы начать производить украшения, которые кто-то купит? Какие материалы, инструменты – в Вашем случае? И где Вы все это берете?

Прежде всего нужно иметь стоящие идеи. Сейчас огромное количество людей занимаются хендмейдом, среди них очень много по-настоящему талантливых мастеров, и чтобы делать украшения, которые кто-то купит, нужно соответствовать определенному уровню.
Я работаю в основном с медью и полудрагоценными камнями. Камни покупаю на специализированных выставках, которые регулярно проводятся в разных городах, но львиная доля моих покупок приходиться на интернет-магазины. Интернет значительно расширил наши возможности, и, благодаря почте, можно иметь все необходимые материалы, живя даже в самой отдаленной глубинке. То же касается и инструментов, их я покупаю в специализированных магазинах или заказываю по интернету.

Что важнее для успеха handmade-мастерицы: отточенное мастерство или усидчивость? Иначе говоря, количество или качество?

Для успеха важно желание творить. Если это происходит легко и с удовольствием, то будет и качество, и количество. Качество является следствием стремления к развитию, со временем приходит опыт, а с ним и навыки, то что раньше было трудно и долго, становится легко. Хотя, если говорить о сознательном выборе между качеством и количеством, то я выберу качество. Также, если выбирать между художником и ремесленником, я выберу художника.

Прикладной вопрос: как Вы рассчитываете прибыль? Сколько нужно потратить средств на материалы? Сколько времени Вы тратите на работу?

Это мой больной вопрос. Материальные затраты всегда очень разные, один камень стоит 100 рублей, другой – 2000. С последними я пока не работаю, но все впереди.
Помимо себестоимости нужно учитывать еще и потребительскую ценность вещи, средние цены в своей нише. Иногда в вещь вкладывается много труда, но результат получается средний, цена в таком случае не может быть высокой. Я считаю, нужно реально смотреть на вещи, поэтому материальная составляющая учитывается всегда полностью, а вот трудозатраты иногда приносятся в жертву желанию продать вещь.
Где Вы продаете украшения? Интернет-магазин, традиционный магазин или лавочка, ярмарки ремесленников, или, возможно, Вам помогает «сарафанное радио»?
Для продаж я использую несколько интернет ресурсов, ориентируюсь на целевую аудиторию. Например, украшения интересны пользователям социальных сетей, а вязаные вещи пользуются успехом на «Ярмарке Мастеров» — известном ресурсе по продаже хендмейда. Есть еще собственный интернет-магазин. Иногда я участвую в выставках-продажах, это хорошая реклама, общение и позитивные эмоции. Редко сдаю вещи на реализацию в магазины. Но интернет-продажи мне ближе по духу и удобнее.

В Ваших работах много северных, скандинавских, северорусских языческих мотивов. Как Вы думаете, почему сейчас эти мотивы имеют спрос? Почему не Япония, не Монголия, не Греция, например? Какие материалы для Вас самые трудные, а какие – легкие?

Честно говоря, я не задумываюсь о популярности тем или иных тем и мотивов. Я делаю то, что интересно прежде всего мне. Дело в том, что все свое детство я провела в Мурманске, это совершенно особенное место с невероятной природой: полярные ночи, почитание Солнца, встреча его, полярные день, карликовые березы, сопки, мхи и лишайники, многочисленные озера, Хибины. Все это перемешалось с саамскими сказками и легендами, и не могло не отразиться на мне. Я очень люблю природу и мне, пожалуй, близко язычество с его анимизмом, я постоянно возвращаюсь к этой теме.
И материалы я люблю природные. Мне очень близки по духу необработанные минералы, кристаллы, окаменелости, меня вдохновляют природные несовершенства. А вот идеально ограненные камни оставляют меня равнодушной, также как стекло и штампованная фурнитура.

Создаете ли Вы амулеты, талисманы, украшения по личному заказу? Если да, то как часто Вам бывает сложно подобрать идею для конкретного человека?

Я всегда с радостью соглашаюсь на эксперименты, но с одним условием: у меня должно быть пространство для творчества. И ориентируюсь я не на конкретного человека, а на основную идею или материал. Например, совсем недавно я делала по заказу украшение с тектитом, волшебный камень, который сам диктует, во что его «одеть».

Кто такая ведунья, по-Вашему мнению? А Вы – ведунья? Где Вы черпаете свои идеи?

Ведунья – это та, что наделена особыми знаниями и понимаем мира. Я – нет) Иногда я удивляюсь непостижимости и многогранности нашего мира, смотрю на него распахнутыми глазами и впитываю в себя, но не понимаю. Может, мне на помощь приходит интуиция, но все это настолько тонко и неуловимо, что говорить наверняка сложно.
Также и с идеями. Некоторые приходят ко мне сами, без малейших усилий. Иногда это происходит в процессе работы. Когда берешь в руки камни, сразу рождаются очертания, следуя им, получаешь порой неожиданный результат, но путь этот очень интересный и увлекательный, такие идеи у меня в приоритете, сразу откладываю все намеченное и пускаюсь в свободное плавание. Порой что-то мучительно долго изобретаешь, мараешь листы бумаги, прощупывая формы и цвет, иногда это тоже хорошо закачивается).

Еще одним источником вдохновения является творчество других мастеров, я всегда с радостью участвую в совместных проектах, подхватываю идею компаньона и развиваю ее дальше. У меня есть коллекция работ, выполненная в содружестве с мастерами, занимающимися полимерной глиной и росписью.

Мне кажется, что ваши работы – о том, как быть женщиной. Не бизнес-леди, не победительницей, не конкурентоспособной, а той, которая ведает, создает, знает, слышит, чувствует, предвидит.
Это сейчас висит в воздухе. Женщины возвращаются к своей природе и предназначению. И слова «женское предназначение» все меньше вызывают смех или снисходительную улыбку. Люди стали понимать, и мужчины и женщины, что в этом предназначении сила. А Вы в чем видите силу женщины? 

Сила женщины в том, чтобы быть самой собой и жить счастливо. Мне не нужно никому ничего доказывать, зарабатывать капиталы, власть и влияние. Просто жить, смотреть по сторонам и улыбаться, наполняя близких людей счастьем. Ведь именно женщина – хозяйка дома, мать и жена, именно от ее самоощущения зависит гармония в семье. Для меня очень важно соблюдать это равновесие, и где-то внутри меня есть ощущение, что все это правильно.