Мед европейского улья - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мед европейского улья

Мед европейского улья

Не прошло и месяца, как мир стал свидетелем исторического события - десять государств Центральной и Восточной Европы были приняты в члены Европейского Союза.

  • 21 Мая 2004
  • 1074
Фото - Caravan.kz

Сделан еще один важный шаг на пути очередного объединения Европы, регулярно повторяющегося примерно раз в тысячу лет.
Идея объединения стран и народов континента берет свое начало еще в пресловутой концепции Pax Romana — «римского мира», ведущей идеологии существования древней Римской Империи.
Именно тогда Европа была объединена в первый раз и народы, населяющие ее от Северной Африки до Ирландии и равнин Паннонии начали постепенно проникаться осознанием своей идентичности. Римское право, римский порядок, римские дороги и древняя латынь, за столетия существования Рима сплачивали пестрое многообразие культур и менталитетов в некое подобие единой семьи, но все-таки играли подчиненную роль.
На первое место всегда выдвигались более весомые аргументы — военная сила и превосходящая культурная мощь. Эти же аргументы для сплочения Европы в одно государство на протяжении почти семисот лет безуспешно использовали цивилизаторы следующей волны — императоры Римской империи германской нации, начиная с Оттона II и кончая Бисмарком. Конечный исторический результат был плачевен: вначале 20 века не только сама идея насильственного объединения континента потеряла всякие исторические перспективы, но и национальные монархии — Российская, Австрийская, Германская — ушли в небытие. До того, чтобы сбылось гениальное предсказание Тютчева:
«Мир — возвестил властитель наших дней —
Сплотить железом можно лишь и кровью»,
Но мы попробуем сплотить его любовью —
А там увидим — что прочней…»
— до этого оставалось еще почти девяносто лет…
Непосредственно перед днем вступления в Евросоюз Чрезвычайные и Полномочные Послы четырех стран — Венгрии, Литвы, Польши и Чехии — провели пресс — конференцию и прием, посвященную этому знаменательному событию.
На встрече и послы, и представители Евросоюза, просто лучились радостью, как именинники. Посол Европейской Комиссии в Казахстане Алан Ваддамс назвал его результатом 10 лет кропотливой работы всех стран Евросоюза и стран — кандидатов, очередным этапом исторического процесса воссоединения единого европейского пространства. Для этого странам-неофитам пришлось много поработать над своей политической и экономической системами, привести свои национальные законодательства в соответствие со стандартами ЕС.
Со вступлением новых стран в мире возникает самый большое и мощное экономическое и политическое объединение, по размерам населения превосходящее США и Россию вместе взятые — более 450 млн. человек, обладающее колоссальным экономическим, политическим и культурным потенциалом. Колыбель человеческой цивилизации — Европа, получает новый, мощный импульс к развитию и совершенствованию.
Комиссар Евросоюза отмечал, что расширение этой организации несет благо не только его членам, но и всем странам на планете, в том числе и Казахстану. «Хорошие и многообразные связи, соединяющие Казахстан со странами ЕС, будут только множится и укрепляться».
А вот как высказывались главы дипломатических представителей стран-неофитов: «Сбылась давняя мечта венгерского народа — сказал Посол Венгерской Республики в Казахстане Миклош Яцкович. — Мы становимся частью единой дружной европейской семьи, мы получили историческую возможность участвовать в решении судьбоносных вопросов всего европейского континента.»
«Польша всегда считала себя частью единой Европы — вторил ему Здислав Новицкий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Казахстане. — и мы считаем, что Польша сможет внести немалый вклад в экономику и духовную жизни Европы. Отношения Польши с Казахстаном превосходные и мы уверены в их прочности».
О возвращении его страны в единую европейскую семью народов говорил Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики Ромуальдас Високавичус. Он не скрывал своей радости. «Вхождение в ЕС соответствует воле литовского народа, почти единогласно выразившего свою волю на референдуме в прошлом году» — сказал он. Вступление в Евросоюз несет с собой не только обретение определенных благ, но и несение важных обязанностей — сказал в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Чехии в Казахстане Милан Седлачек. Наши страны должны высоко нести знамя европейской солидарности, отстаивать общеевропейские принципы…
Прошел почти месяц со дня со дня вступления, радостная эйфория постепенно улетучилась, и появилась возможность трезво взглянуть на вещи, оценить плюсы и минусы создания на европейском континенте нового огромного «супергосударства», последствий этого шага для всего мира и для нашей страны.
Прежде всего возникает самый простой, меркантильный вопрос: насколько объединение Европы выгодно для самих вступающих в нее стран? Так ли уж сладок мед этого разросшегося европейского улья?
На первый взгляд — выгоды налицо. Например, Литва будет платить в бюджет Евросоюза в несколько раз меньше, чем будет получать различных дотаций с его стороны. Поддержка, оказываемая ЕС этой стране в 2004 — 2006 годах составит 2, 9 млрд. евро, что соответствует одному годовому бюджету Литвы. На одного жителя Литвы эта поддержка составит 859 евро. Литовские фермеры получат прямые выплаты от ЕС, а поддержка сельским жителям этой страны достигнет 854 евро на человека.
Централизованные инвестиции ЕС в хозяйство Литвы и развитие регионов достигнут 394 евро на человека, что позволит, как считают эксперты, увеличить объем внутреннего валового продукта страны к 2009 году более чем на 19 млрд. евро. Для небольшой, по размерам и экономике, страны это весьма впечатляющие перспективы. Но несомненно и другое — многие промышленные отрасли страны не выдержат конкуренции и на долгие годы погрузятся в застой. Так что неизбежны и закрытие предприятий, и безработица…
Иное дело — Польша, страна большая и по населению, и по размерам экономики, структура которой заметно отличается от развитых европейских стран. Большое и явно неконкурентоспособное пока на европейских рынках сельское хозяйство необходимо будет реформировать, причем в достаточно короткие сроки. А это — чрезвычайно болезненный процесс.
Польские фермеры-крестьяне — это горючий материал, который может вспыхнуть, если они почувствуют, что их права нарушаются. Они не раз в истории доказывали это. И если они не раз вступали в конфликты с собственным польским правительством по различным вопросам аграрной политики — будут ли они безмолвно терпеть указания чиновников из Брюсселя?
Безусловно, на переходный период для вновь вступивших стран в Евросоюзе предусмотрены всяческие льготы и послабления. Их немало, но действовать они будут ограниченный период. Свободный рынок будет проникать на рынки этих стран постепенно. Например, некоторым из этих стран предоставляется право государственной защиты инвестиций, ограничения приобретения иностранцами недвижимости и пахотных земель, сохранять льготы для крупных инвесторов и муниципалитетов, льготное налогообложение для отдельных секторов и так далее.
Но эти льготы могут только ослабить на некоторое время болезненность структурной и технологической перестройки экономики, но не могут отменить их вообще. Период такой перестройки может занять и десять, и двадцать лет — и все это время граждане стран «новой десятки» будут испытывать серьезные экономические трудности.
Кроме того, «новая десятка» вошла в Евросоюз с весьма скромными экономическими достижениями и поэтому вполне вероятным представляется, что они будут вынуждены больше слушать советов и рекомендаций, чем выдвигать собственные требований. По данным статистики, совокупный ВВП 10 вновь вступивших стран составлял в прошлом году чуть более 450 млрд. евро.
А это всего 4,8% объема ВВП 15 прежних стран ЕС. С другой стороны, в «новой десятке» сегодня живет почти 20% населения Евросоюза. Задачка проста: как долго можно ожидать, что уровень жизни граждан в «новых» достигнет уровня в «старых» странах ЕС? Есть прекрасный пример: Германия. После объединения страны прошло уже 12 лет, колоссальные финансовые ресурсы брошены федеральным правительством, чтобы преодолеть разрыв в уровне жизни «осси» и «весси» — а работы еще по-прежнему непочатый край…
Но это объединение происходило внутри одного государства, одной нации, насильственно разделенной и стремящейся к объединению страны и народа. Можно ли ожидать такой же искренней, горячей заботы об экономическом процветании совершенно другой, пусть и называемой «братской», «европейской» страны, со стороны государств, которые сами не так давно стали на путь настоящего процветания? А о европейских чиновниках я уже не говорю — бюрократия, хоть озолоти ее — останется бюрократией, со всеми ее родовыми чертами и привилегиями. Она будет думать прежде всего о себе.
Как же вести себя в этой ситуации Казахстану, что ему делать?
Думается, что прежде всего — не спешить. Не спешит же в ЕС, например, Швейцария… Часть нашей страны находится в Европе и Казахстан имеет право претендовать на вступление в Евросоюз. Но нужно хорошо подумать: нужно ли это нам — жить не по своим, а по чужим правилам? У нас есть богатейшая страна, рядом — огромные рынки России и Китая, да и рынок Евросоюза без наших товаров ( по крайней мере — сырьевых), тоже не обойдется… Поживем, присмотримся, как там идут дела, а сами за это время накопим побольше денег, модернизируем экономику. А вот уже после того, когда станем богатыми и сильными — нас сами попросят войти в любое объединение.
Но в этом случае Казахстан сможет сам выбирать свой путь развития, а не стоять у дверей бедным родственником…