Мечты и реальность - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мечты и реальность

Мечты и реальность

Идея создания газового ОПЕК давно витает в воздухе. Казалось бы, какими могут быть перспективы возможного альянса, если экспорт нефти и газа по структуре и содержанию различаются весьма существенно?

  • 21 Марта 2007
  • 1281
Фото - Caravan.kz

Рынок нефти в мире регулируется странами ОПЕК, иногда, при удобном случае, американцами, не склонными покупать дорогое сырье.
Военная кампания в Ираке преследовала именно эту, а не официально заявленную цель. Насколько успешно она пройдет, покажет время, но уже сейчас нестабильная обстановка в Персидском заливе спровоцировала нестабильность и на нефтяном рынке.
Другое дело, газ. Если нефть можно приобрести по фьючерсным контрактам, то газ обычно поставляется по долгосрочным договоренностям и зачастую — по прямым соглашениям между покупателем и продавцом.
Именно поэтому Россия может устанавливать одну цену для Европы, другую для Украины, третью — для Грузии, четвертую — для Белоруссии. Если нефть продается, исходя из котировок на мировых рынках, то на газ можно устанавливать любую цену, по которой его готовы покупать.
Аналитики Североатлантического блока опасаются того, что Москва собирается на практике осуществить то, о чем долго и упорно говорят в мире.
В подготовленном ими документе, который опубликовала газета «Файненшл Таймс», говорится о том, что потенциальными странами-партнерами России по «газовому ОПЕК» могут стать Алжир, Иран, Катар, Ливия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
В перспективе к альянсу могут присоединиться Индонезия, Малайзия и Габон. В результате может получиться нечто вроде ОПЕК под контролем Кремля с 73 процентами запасов природного газа.
Фактически «газовый ОПЕК» в региональном масштабе уже существует. «Газпром», законтрактовав на длительный период времени поставки в Европу газа из стран Центральной Азии, уже имеет довольно ощутимые рычаги давления на Старый Свет. Европейцы несколько прозрели после того, как Россия в весьма жесткой форме провела ряд показательных акций в отношении Грузии, Молдовы и Украины. Причиной тому, сложившаяся во времена СССР схема транспортировки газа из Средней Азии. Обладая правами собственности на магистральные газопроводы «Средняя Азия — Центр» и «Бухара — Урал», российский газовый монополист сумел привязать к себе европейских потребителей.
Робкие попытки Украины диверсифицировать поставки природного газа из Туркменистана и Узбекистана показали, что, первый не особенно хочет связываться с таким неаккуратным партнером, как Киев, а второй не собирается договариваться с Украиной по причине больших проблем с США в частности, и Евросоюзом в целом. Брюссель давно носится с планами диверсификации поставок, но на сегодняшний день газ из района Персидского залива и Средиземноморья поставлять не представляется возможным из-за отсутствия трубопроводной системы.
Правда, специальные причалы для танкеров с газом сейчас строят в Бельгии, Испании, Великобритании и Италии, но когда они вступят в строй, и как будут организованы танкерные поставки, никто точно не знает. Прогнозируемые проекты газопроводов из района Каспийского региона пока остаются на бумаге и в реальной жизни погоды не делают.
Позиции центрально-азиатских стран нельзя назвать однозначными. На данном этапе развития им приходится считаться с монополией «Газпрома» на экспортную трубу, но насколько эта монополия продлится, не совсем понятно.
Потери Казахстана, Узбекистана и Туркменистана от сотрудничества в газовой сфере с Россией весьма ощутимы. На границе с Узбекистаном туркменский газ, и на границе с Казахстаном узбекский «Газпром» покупает по 100 долларов за тысячу кубометров. Астана еще ведет переговоры с Москвой с тем, чтобы на границе с Россией продавать газ по 145 долларов за тысячу кубометров.
Европейские потребители покупают газ у России в среднем по 270 долларов за тысячу кубометров. Максимально «Газпром» может заплатить по 1,6 доллара за 100 километров прокачки, и если умножим это на протяженность газопроводов по территории Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, то получим сумму несоотносимую с суммой маржи, которую получит «Газпром».
По разным оценкам, тысяча кубометров газа из Центральной Азии российскому газовому монополисту обходится примерно в 105-106 долларов. Остальная разница, минус суммы амортизации газотранспортной системы и затрат на зарплату газовикам, — оседает в России.
С другой стороны, Москвой отлично разыгрывается карта специфики газового рынка. Без долгосрочных контрактов ни Туркменистан, ни Узбекистан обойтись не могут. Поэтому они и подписывают с единственной компанией, имеющей собственную газотранспортную систему — Россией.
В Европе, Украине, Молдове и Грузии прекрасно понимают особенность экспорта этого сырья. Прежде, чем газ экспортировать, необходимо вложить значительные инвестиции в разведку и освоение месторождений, построить газотранспортные магистрали. Это — миллиарды долларов. Представьте себе банкира, которому сделали такое предложение: ты нам кредиты на огромные суммы, мы тебе договоры на 2, 3, 5 лет.
Разумеется, ни один банк в мире на такие риски с непонятной по времени отдачей не пойдет. Самым существенным тормозом на пути осуществления Транскаспийского газопровода, лоббируемого США и Евросоюзом, является именно эта проблема. Остается один путь: строить газопровод в таком же формате, как строили нефтепровод «Баку-Джейхан» или транспортный коридор «ТРАСЕКА». И в том, и в другом случае перспективы инвестиций туманны.
Тем временем, Москва предприняла первые шаги к тому, чтобы создать «газовый ОПЕК». Алжирская газовая компания SONATRAC обменяется с «Газпромом» своими активами. Недавний визит в Алжир российского министра энергетики Виктора Христенко можно назвать первым реальным шагом к созданию подобного газового альянса.
При этом Москва стремится создать многоярусную систему «газового ОПЕК»: со странами Африки и Ближнего Востока отдельно, с центрально-азиатскими странами отдельно.
Правда, договоренности с Алжиром носят больше фрагментарный характер, нежели стратегический. Сотрудничество в области энергетики и горнодобывающей промышленности, между газовыми компаниями двух стран, конечно, не единая ценовая политика по газу, но уже кое-что. Любой поначалу узкий формат может перейти в формат глобальный, а любое сотрудничество в газовой сфере — в сферу регулирующую. Понять стратегию Москвы несложно, именно Алжир является главным конкурентом России в Европе. Газовые поставки из этой страны во Францию, Италию идут параллельно с российскими поставками, только на рынках Испании и Португалии Алжир находится вне зоны российского газового влияния.
Логично предположить, что за год до президентских выборов российский президент собирается создать мощную международную структуру, способную координировать цены на газ.
Другой вопрос, хватит ли у Владимира Путина времени, чтобы реально сконструировать «газовый ОПЕК» и собрать под его знамена африканцев и арабов с одной стороны, узбеков, туркменов, казахов, с другой?
Если логическую цепочку протянуть и дальше, то можно предположить следующий сценарий. Энергетический клуб в рамках ШОС, когда потребители и производители сойдутся на одной площадке в целях выработки единой политики поставок, со временем будет лишь расширяться, и возможные структуры «газового ОПЕК» в двух регионах мира постепенно могут интегрироваться в рамки организации более широкого формата.
Сегодня еще рано судить о том, возможны ли подобные альянсы, но некоторые подвижки в данном направлении уже заметны. Возьмем хотя бы последнюю по времени.
На днях украинская сторона выступила с предложением в рамках СНГ разработать единую стратегию по обеспечению углеводородами его стран-участниц . В Киеве, судя по всему, прекрасно осознали всю тщетность своих попыток как-то оставить в стороне от газовых поставок Россию и перенаправить напрямую поставки газа и нефти из региона Центральной Азии.
Украинский президент Виктор Ющенко понял, что обещания Европы обойти Москву газо- и нефтепроводами — задача не ближайшего будущего, а далекой перспективы.
Поэтому в Киеве, надо полагать, решили, что синица в руках в самом деле лучше, чем журавль в небе…

Фото с сайта http://www.ntv.ru/