Мебель для проекта "Комфортные школы": что надо сделать, чтобы не было скандалов? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мебель для проекта "Комфортные школы": что надо сделать, чтобы не было скандалов?

Мебель для проекта "Комфортные школы": что надо сделать, чтобы не было скандалов?

История с поставкой мебели в рамках проекта «Комфортная школа», которая рискует превратиться в добрую сотню уголовных дел, получила развитие.

  • 31 Января 2023
  • 359
Фото - Caravan.kz

В публикации говорилось о том, что в закупках проекта уже есть признаки нечестной игры и обычного бардака. Об этом рассказал президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Канат ИБРАЕВ.

После публикации материала в редакцию обратился Игорь Проценко, член правления "Гильдии мебельщиков РК", который попросил опубликовать его точку зрения на происходящее, что мы и делаем.

Приводим речь спикера.

«Национальный проект «Комфортная школа»  предусматривает строительство 401 школы в стране в срок до 2025 года. Строительство такого количества школ — мощнейший драйвер для строительной и всех смежных отраслей в нашей стране. Уникальный шанс для развития и масштабирования  обрабатывающей  промышленности . Я уже писал про нехватку школ в республике, предполагаю, что такого уровня проекты не прекратятся, и обработка будет обеспечена работой на многие годы вперед. Это при условии, разумеется, что строительством и оснащением школ займутся отечественные компании.

Чтобы не сложилось впечатление, что громкие негативные высказывания со стороны мебельщиков о ходе подготовки и проектировании школ отражают общую позицию мебельных производителей страны.  Во-первых, поставки мебельного технологического и иного оборудования на строящиеся объекты, по моему глубокому убеждению, должны происходить в рамках субподрядных контрактов, где заказчиком выступает строительная компания, она же генподрядная организация, осуществляющая строительство. Попытаюсь аргументировать. Основная, но далеко не единственная причина заключается в том, что строители отвечают головой и своими средствами за сроки строительства и качество поставляемого оборудования. Сложно представить себе, что они будут рады, если на объект зайдет спущенный сверху никому неизвестный «поставщик»- победитель тендера. Вы будете удивлены, когда узнаете, если не знали до сих пор, но в подавляющем большинстве своем ответственные (а участие других в проекте не предполагается) строительные компании весьма серьезно относятся к выбору поставщика. По одной простой причине: они отвечают перед заказчиками головой и свободой за свой объект. И предпочитают лишний раз не полениться и выехать на производство, чтобы убедиться — не дутое ли оно, в отличие от большинства устроителей конкурсов, ни разу на моей памяти не побывавших даже на формальной экскурсии на производстве. Кроме этого, строители также отчитываются перед заказчиками за долю местного содержания (ДМС) в своих работах, а заказчики — акиматы также держат ответ перед центром за ДМС. KPI акимов напрямую зависит от этой доли — насколько в полной мере участвуют в процессе отечественные производители. Процент этой доли указан в сертификатах СТ-КЗ. Опасения, что закупка «размоется» и будет поставлен некачественный импорт, беспочвенны, ибо, как я уже писал, процесс выдачи СТ-КЗ в последнее время стал очень непростым. И, хотя по-прежнему нет четких отраслевых критериев для проведения аудита на соответствие статуса «отечественный товаропроизводитель» — ОТП, а именно наличие этого сертификата подтверждает этот статус , просто так «развести» СТ-КЗ стало невозможно, ну, или почти невозможно. Нельзя отрицать, конечно, что на строящийся объект, в данном случае в школу, могут поставить некачественный товар импортного производства. Но в цепочке поставщик — подрядная организация – заказчик вполне явно указывается ответственность на том или ином этапе, а в конечном счете — ответственность заказчика-акимата за подписанные акты ввода в эксплуатацию. Будет ли чиновник , подписавшие акты, рисковать своей свободой и подставлять акима? Мне кажется – маловероятно. А в случае «Комфортной школы» добавляется еще одно звено ответственности — Samruk-Kazyna Construction, единый  оператор всего нацпроекта. Следить будут строго, и мебельщики в случае чего молчать не будут.

Во-вторых. Есть технический регламент таможенного союза «О безопасности мебельной продукции». Есть межгосударственные стандарты и общие технические условия. Их легко найти в сети, в общем доступе. Если придерживаться критериев этого регламента, то даже в условиях отсутствия испытательных лабораторий (это, действительно, большая проблема) решительно не понимаю, как можно сделать несоответствующую стандартам качества продукцию. Многие возразят, что наличие  строгих регламентирующих документов обнуляется их игнорированием, ну так тем более: в чем смысл разработки новых стандартов, как предлагают некоторые мебельщики, если их никто и так не будет соблюдать.

При производстве ЛДСП (ламинированной древесно-стружечной плиты) — основного конструктивного материала при производстве корпусной мебели, действительно, используется фенолформальдегидная смола — токсичный канцероген. Класс эмиссии (концентрация) формальдегидных смол в плите, поставляемой на рынок Казахстана, соответствует Европейским санитарно-гигиеническим нормам- Е1, у некоторых наших поставщиков класс эмиссии составляет Е 0.5. Отравиться невозможно. То же относится к поставщикам на рынок Казахстана качественных комплектующих и фурнитуры. В чем я солидарен с коллегами-мебельщиками , так это в том, что вся мебельная промышленность Казахстана должна быть задействована в этом проекте. Это касается всех производителей без исключения. Но не касается жуликов и прохиндеев, которых, увы, на рынке тоже в достатке…

И последнее. На данном этапе чрезвычайно важно, чтобы проектные работы начались как можно скорее. При условии, что в 23 году предполагается к сдаче 60 школ. Ну не сделает отрасль такой объем по щелчку пальцев за 4 месяца! В этой связи также важно, чтобы на этапе проектирования было принято общее техзадание на мебельную продукцию. Как я уже говорил, в этом случае мы смогли бы задействовать потенциал реальных, но не крупных производств в стране, которые в комплексных поставках и не собираются участвовать, но в состоянии изготовить достаточный объем по одной-двум номенклатурным позициям».