Мажилис Парламента РК одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мажилис Парламента РК одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций"

Мажилис Парламента РК одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций"

Сегодня в столице состоялось пленарное заседание Мажилиса Парламента РК, в ходе которого был рассмотрен законопрокет РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникации».

  • 8 Ноября 2017
  • 874
Фото - Caravan.kz

Об этом передает Caravan.kz.

Как рассказал министр информации и коммуникации РК Даурен Абаев, данный проект закона разработан в рамках концептуального плана законотворческой работы на 2016-2021 годы и плана законопроектных работ Правительства на 2017 год.

— В этом законопроекте предусматривается внесение изменений и дополнений в 12 законов и четыре кодекса. Хотел бы остановиться на основных направлениях. Во-первых, дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ. В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций, планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации, — пояснил он.

По его словам, определены случаи, по которым для СМИ не требуется согласия гражданина на публикацию изображения.

— К примеру, культурно-массовые, спортивно-массовые и иные мероприятия, публичные выступления и другое. Вместе с тем в рамках дальнейшего продвижения казахстанского контента планируется для публичного просмотра в государственных органах и организациях обеспечить показ исключительно отечественных телеканалов. Во-вторых, упорядочение взаимодействия казахстанцев со СМИ. Предлагается внести ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий, — добавил глава ведомства.

Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникшего при публикации недостоверной информации. В данном вопросе важно обеспечить равную состязательность сторон. Также в законопроекте учтены интересы наших граждан с ограниченными возможностями. Предлагается решение по равномерному распределению рекламы на государственном языке, а также определению таких понятий, как детская, религиозная, образовательная программа.

— Обеспечение системного подхода к формированию эффективного сотрудничества между государственными органами и средствами массовой информации. Предлагается определить в каждом госоргане уполномоченное лицо или подразделение по взаимодействию со СМИ с четко очерченным функционалом. Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб. Расширяется понятие «официальное сообщение». Если сейчас такие сообщения могут публиковаться только государственными органами, то в законопроекте предлагается включить в их число государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, — отметил министр.

Господин Абаев добавил, что в законопроекте также более подробно регламентируется процесс предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка.

— В-четвертых, обеспечение развития информационно-коммуникационных технологий и связи. В законопроекте комплексно предложены нормы, направленные на успешную реализацию программы «Цифровой Казахстан». Также предлагаются нормы, направленные на совершенствование процессов проектирования, создания и экспертизы государственных информационных систем. Кроме того, планируется повышение качества услуг связи посредством предоставления операторам сотовой связи права на совместное использование выделенных радиочастотных спектров. В целях упрощения предлагается перевести процесс получения разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на уведомительный порядок, — уточнил глава ведомства.

По его мнению, в целом, обсуждаемый законопроект представляет собой целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трёх отраслей информации, связи и информатизации.

— Законопроект позволит усилить механизмы защиты прав наших граждан в информационной сфере, совершить качественные изменения в деятельности СМИ, увеличить их возможность по доступу к информации и обеспечить внутреннюю гармонизацию национального законодательства, что обеспечит более высокое качество его применения, — полагает министр.

На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК при обсуждении поправок по вопросам информации и коммуникаций депутат Павел Казанцев поднял вопрос отсутствия в законодательстве четкого понятия «иная тайна».

— Законопроектом предполагается дополнить статью 21 закона о СМИ нормы, обязывающие журналистов получать согласие от лиц на распространение СМИ информации, затрагивающие личную, семейную, врачебную, банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Речь в основном идет о коммерческой тайне, хотя тут довольно сложно провести грань между публичным и тайной. При этом в действующем законодательстве не по всем видам тайн есть четкие определения, — сказал он.

— Гражданское законодательством страны предусмотрено понятие иная тайна, охраняемая законом. Возникает ряд вопросов, что относится к иной тайне охраняемой законом и как в судебной практике может интерпретироваться нарушение таких вопросов? — обратился он к разработчикам.

Как ответила вице-министр юстиции РК Зауреш Баймолдина: понятие «тайна» в законодательстве имеется.

— У нас понятие тайны закреплено не только в гражданском кодексе, но и в ряде других законодательных актов. В частности, речь идет о банках и банковской деятельности, речь идет о банковской тайне элементарно. Речь может идти о служебной тайне, которая также охраняется законом. Поэтому говорится «и иная тайна, охраняемая законом». То есть, когда закон четко называет, что определенная информация относится к тайной, — пояснила она.

— И, естественно, как складывается судебная практика я, наверное, не совсем правомочна отвечать на данный вопрос, но я знаю о том, что депутат Платонов предлагает внести поправку дополнительно к той редакции, которая содержится в законопроекте в статью 21. Расширить ее немножко, то есть сделать исключение для тех случаев, когда тайна была уже указана в официальных сообщениях, либо опубликована в открытых источниках — источниках, к которым нет ограничения в доступе. Но, мне кажется, эта поправка заслуживает внимания, но требует редакционного уточнения, — заключила З. Баймолдина.

Также министр информации и коммуникаций Казахстана Даурен Абаев сообщил, что сотовые операторы получат возможность совместно использовать радиочастотные спектры.

— Планируется повышение качества услуг связи через предоставление операторам сотовой связи права на совместное использование выделенных радиочастотных спектров, — сказал Д.Абаев.

В целях упрощения предлагается перевести процесс получения разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на уведомительный порядок, отметил он.

Кроме того, законопроектом предполагается расширение возможности использования права на доступ к информации лицам с ограниченными возможностями через субтитрование или сурдоперевод, законодательно закрепить понятие "информация, соответствующая возрасту ребенка", ввести норму по ограничению использования изображения и персональных данных ребенка без согласия самого ребенка или его законных представителей.

Развитие отечественного телевизионного и рекламного рынков предполагается обеспечить за счет законодательного определения в качестве субъектов телерадиовещания лиц, занимающихся распространением приемных устройств спутниковых операторов телерадиовещания и уточнения норм по равномерному распределению рекламы на государственном языке, проинформировал министр.

По его словам, на развитие коммуникаций направлены такие нормы законопроекта, как приобретение услуг по сервисной модели информатизации через совершенствование процедуры государственно-частного партнерства, пересмотр требований к информационным системам госорганов, установление объектов, подлежащих обязательной процедуре испытания на соответствие требованиям информационной безопасности.

Также сообщалось, что в Казахстане средствам массовой информации ограничат право на публикацию изображений детей, пострадавших в результате насилия.

— Предусматривается упорядочивание взаимодействия казахстанцев со СМИ. В частности, предлагается ввести ограничение на публикацию в СМИ изображений и любой информации, позволяющей идентифицировать ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий, — сказал министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в среду на пленарном заседании мажилиса в Астане.

Эта норма предусмотрена в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций", который мажилис одобрил в первом чтении.

Также расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации. Однако какие именно это основания министр не уточнил.

Кроме того, в законопроекте определены случаи, при которых для СМИ не требуется согласие гражданина на публикацию изображения. К примеру, культурно-массовые, спортивно-массовые и иные мероприятия, публичные выступления и так далее.

Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникших при публикации недостоверной информации.

— В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций, планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации, — пояснил Д.Абаев.

Согласно законопроекту, в каждом госоргане предлагается определить уполномоченное лицо или подразделение по взаимодействию со СМИ.

— Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб, — уточнил министр.

Также министр сообщил, что разработчики законопроекта, предусматривающего изменения в деятельности средств массовой информации, готовы пересмотреть сроки предоставления ответа на запросы журналистов в сторону снижения.

По действующему законодательству госорган обязан ответить на запрос СМИ в течение трех дней, министерство же предлагало увеличить этот срок до 15 дней.

— Сейчас очень много жалоб идет на то, что ответ формальный. За три дня, естественно, госорган не успевает обработать и дать нормальную информацию. В этой связи мы исходили из общей практики – до 15 дней, во всем мире практика до 20 дней, до месяца занимает. Я думаю, здесь ничего страшного нет. Мы в рабочих группах этот вопрос обсуждали (…), поэтому я думаю, мы готовы рассмотреть и в рабочих группах обсудить более детально срок сокращения с 15 дней, может быть, до более меньше, — сказал министр в среду на заседании мажилиса.

Позже Д.Абаев уточнил журналистам, что ответ на запрос СМИ будет лишь одной из форм коммуникации с госорганами.

— Внутренняя регламентация у нас (госорганов — ИФ-К) есть, правило "золотого часа". Мы в течение часа на резонансные экстренные случаи обязаны будем дать комментирование. Если это прозвучало в официальных сообщениях, мы обязаны будем не в три, а в два дня дать. Мы сокращаем разъяснение до 15 дней, да, депутаты тоже высказались, и в рабочей группы высказывались. Сейчас на заключении правительства находится эта норма, мы сейчас ее обсуждаем и в рабочих группах тоже обсуждаем. Я думаю, мы пойдем навстречу, мы сократим количество, — заверил журналистов министр информации и коммуникации.

Говоря об ответственности пресс-секретарей и других сотрудников за непредоставление информации, Д.Абаев пояснил, что их работа будет привязана к бонусно-балльной системе.

— То есть получается, если он не отвечает, у него падает рейтинг, он будет получать меньше заработную плату. В законе о доступе к информации предусмотрен очень важный раздел – оценка эффективности госорганов. Одним из критериев как раз и будет работа со СМИ. У него специальный KPI, которому он должен будет соответствовать. Это уже руководитель будет смотреть, соответствует или нет. Он его может, в принципе, уволить. В любом случае государственный чиновник вам ответит, — добавил министр.

Как отмечается в заключении комитета мажилиса по социально-культурному развитию, законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций" направлен на обеспечение правового регулирования общественных отношений в области средств массовой информации, телерадиовещания, информатизации и связи, информационной безопасности.

— Главная наша работа – это контроль информации, которая распространяется по интернету, телевидению. До конца следующего года мы внедрим автоматизированную систему контроля. Данная система будет контролировать интернет, проводить обзор информации в интернете, онлайн-версиях газет. Конечно, для этого нужно время, это непростая работа. Я уверен, что мы реализуем этот проект, — сказал министр Абаев на пленарном заседании мажилиса.

Вместе с тем согласно законопроекту, в государственных органах и организациях планируется обеспечить показ только отечественных телеканалов, как пояснил Д.Абаев, "в рамках дальнейшего продвижения казахстанского контента".

Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в Бюджетный, Налоговый, Предпринимательский кодексы и кодекс "Об административных правонарушениях" и 12 законов.