Герой эпоса “Кобланды-батыр”, повествующего о событиях, происходивших в пятнадцатом веке, – реальная историческая личность, крупный полководец, воевавший против джунгар и калмыков. О месте захоронения батыра сказано лишь: “На берегу Большой Хобды…” Но историкам удалось его обнаружить. Правда, некогда величественный мавзолей, воздвигнутый из жженого кирпича, был полностью разрушен.
Первые научные исследования начались в 1969 году, когда в Хобдинский район приехал ученый Ноэль Шаяхметов. После вскрытия могилы Кобланды извлеченные останки увезли в Алма-Ату. Долгое время они хранились в обыкновенной картонной коробке в квартире ученого. И лишь в 2005 году останки батыра были изучены известным антропологом Айнагуль Исмагуловой. А сотрудники московской лаборатории антропологической реконструкции воссоздали скульптурный портрет народного героя.
По данным исследований, было определено, что погиб Кобланды в возрасте 40–45 лет.
В августе минувшего года останки Кобланды-батыра наконец-то были доставлены в Жиренкопу и перезахоронены с соблюдением мусульманских традиций вместе с останками 16-летней девушки и 45-летнего мужчины, которые были найдены рядом с могилой батыра. Под стеклом сделали небольшое углубление, куда поместили фрагмент бывшего мавзолея из красного жженого кирпича. А вот сейчас у батыра – новый мавзолей.
Комплекс, возведенный архитектором Беком Ибраевым, построен в форме воинского шлема, расписан национальным орнаментом, а его двери украсили суры священного Корана. У входа – двадцать фигур воинов, словно охраняющих покой своего полководца.
В центре – сдвинутые вместе три копья с серебряными наконечниками, закрепленные щитом, что символизирует единство трех жузов, готовых защищать родную землю. Эту композицию высотой четыре метра создали известные алматинские кузнецы-оружейники братья Кульменовы.
Жанат ГРАНАТОВА, Актобе