Материнство на продажу - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Материнство на продажу

Материнство на продажу

Суррогатное материнство превратилось в доходный бизнес. Посредники поставляют мам напрокат не только бездетным казахстанцам, но и гражданам тех стран, где суррогатное материнство вообще запрещено.

  • 26 Октября 2007
  • 4047
Фото - Caravan.kz

КАК МЫ ПОКУПАЛИ МАМУ

Просматривая информацию в Интернете, мы наткнулись на объявление: “Суррогатные мамы из Алматы. Недорого”.

Размещено оно было на англоязычном сайте, рядом висели предложения из Украины, Белоруссии.

Чтобы связаться с автором объявления, пришлось придумать историю о том, что я хотела бы воспользоваться услугами суррогатной мамы, и написать убедительное письмо. К моему удивлению, через несколько минут пришел ответ: мне сообщили координаты человека в Алматы, с которым я могу связаться.

Так началось наше расследование…

ЖИВОЙ ТОВАР

Набираю сотовый номер. Трубку берет мужчина. Думаю, что ошиблась, но тут же выясняется, что со мной говорит посредник. Мужчина еще раз слушает мою легенду. И успокаивает: оказывается, все можно решить без особых проблем. Суррогатных матерей у “суррогатного папаши” целый набор – на любой вкус.

– Приезжайте, выберете! – говорит он. – Разные женщины по разной цене…

Говорить по телефону о подробностях посредник наотрез отказался.

Встречу назначили в кафе в районе “Аксая”, “суррогатный папаша” обещал принести каталог и даже поторговаться…

Для правдоподобности (да и безопасности тоже) я поехала на встречу с мужем.

И вот мы на месте. За дальним столиком сидит худой мужчина, пьет чай. Сразу понятно – наш объект. Очень галантно приветствует, пожимает мужу руку и, видя наше смущение, смело берет инициативу на себя, сразу же переходя к делу. Показывает нам фотоальбом и анкеты, в которых указаны год рождения, место проживания, национальность, наличие детей, семейное положение. В основном это все женщины за тридцать, у всех по одному или двое детей.

Листаем фотоальбом.

– На самом деле внешность значения не имеет, – поясняет мужчина. – Ребенок будет генетически ваш, суррогатная мать просто выносит и родит его. То, что говорят о связи матери и внутриутробного ребенка, – это чушь. Всякие там биотоки журналисты придумывают…

Даже не знаю, что сказать, и потому просто киваю головой.

– Лучше выбирать женщину, которая родила уже двоих, она профессиональнее все это сделает, – деловито советует мужчина и уточняет, – национальность для вас имеет значение?

Отрицательно качаю головой.

– На какую сумму рассчитываете? – деловито, как настоящий продавец, интересуется наш собеседник.

Назвать даже приблизительную цену за “живой товар” я не смогла. Сколько может стоить эта услуга?

САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ МАМЫ – С ОКРАИН?

Увидев наше смятение, посредник достал “прейскурант”.

– Есть мамы подороже, есть подешевле, – поясняет он.

Как выяснилось, подороже – это около 25 тысяч долларов, так стоят суррогатные мамы из города, а подешевле – женщины из сел. Можно сторговаться за 15 тысяч долларов. Если совсем денег мало, то предлагают оралманок или жительниц неблагополучных окраин южной столицы.

– Это очень дешево, иностранцам те же женщины в 50 тысяч долларов обходятся, – убеждает нас посредник.

Спрашиваю, как он находит будущих мамочек?

– Объявления даем. В села ездил наш человек, там многие женщины нуждаются в деньгах. Для них это возможность поправить материальное положение. А родить, как плюнуть… – деловито объясняет человек, которому никогда в жизни не суждено познать, как рождаются дети.

Но взывать к чувствам тут, видимо, бесполезно. И мы обещаем все обдумать и позвонить в ближайшее время…

ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА

Выносить ребенка – это работа. Тяжелая. Как физически, так и морально. Приехав на окраину Алматы в поисках женщин, которые прошли через суррогатное материнство, мы поняли, что местный менталитет ни за что не позволит ни одной женщине признаться в том, что она выносила ребенка за деньги.

Перед нами хлопали дверью.

Но когда мы представились агентами и стали предлагать на автобусной остановке высокооплачиваемую работу, одна из женщин заинтересованно выслушала наше предложение стать суррогатной матерью, а потом сообщила, что никогда не пойдет на этот грех. Пытаюсь объяснить, что не грех это вовсе, а помощь людям, которые не могут иметь детей. Но мне в ответ лишь осуждающе качали головой.

– Два года назад у нас объявления висели, предлагали женщинам высокооплачиваемую работу. Никаких требований не предъявляли, любая безграмотная могла пойти. Конечно же, многие женщины пошли туда. Ведь работы у нас здесь вообще нет. Вы посмотрите, как мы живем. Некоторые женщины, которые согласились на это, скрывали все от соседей. Но слухи все равно до нас дошли. Одна женщина уехала в город, родила там ребенка и продала его… Она одинокая, муж умер. Дом недостроен был. Холод, голод. У нее своих двое детей. Вот и пошла на грех…

Как выяснилось, это не единичный случай. По селу ходит и другой слух о женщине, согласившейся стать суррогатной матерью. Но в отличие от первой она не смогла улучшить свою жизнь. Ее просто обманули… Интересуюсь, где эта женщина сейчас, возможно, мы сможем ей помочь.

– Вернулась в село. Продала свой дом и уехала к родителям в аул, – отвечают нам.

– Если ее обманули, почему она в суд не подала? – продолжаю допытываться я.

– Какой суд? Не до этого нам…

Неужели так просто воспользоваться женщиной, заставить пройти ее через муки деторождения и оставить ни с чем? Оказывается, проще простого…

БЕЗЗАКОНИЕ ПО ЗАКОНУ

Проблемы с суррогатным материнством в Казахстане возникают именно из-за несовершенства законодательства.

Чтобы узнать, почему суррогатные матери оказались в роли “живого товара”, мы решили обратиться к юристам. Неужели закон не защищает их от циничного использования в корыстных целях?

Оказалось, что юристов, которые специализируются на суррогатном материнстве или хотя бы дотошно разбираются в законодательстве по этому вопросу, считанные единицы.

Вопрос очень щекотливый. Несмотря на то что законом разрешено суррогатное материнство, дело остается очень сомнительным.

– Чтобы понять всю сущность проблемы, нужно вернуться к истории вопроса, – говорит юрист, специализирующийся на семейном праве, Наталья Пригожина.

Суррогатное материнство было узаконено в 2004 году в Законе РК “О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления”.

Тогда многие эксперты говорили о том, что статьи, которые касаются прав суррогатных матерей, неэтичны. И в отличие от подобных законов, которые действуют в других странах, наш закон самый несовершенный.

Законодательство многих стран ограничивает суррогатное материнство. Во Франции и Германии вообще запрещено вынашивать чужого младенца за деньги.

Лишь некоторые эксперты из министерства здравоохранения рискнули высказаться критично по отношению к новому закону. Они говорили, что если в закон не внесут поправки, то спустя время нас ждут проблемы. Поправки внесены не были.

– У наших казахстанских суррогатных матерей нет практически никаких прав, законом не предусмотрено, – говорит юрист Наталья Пригожина. – Суррогатное материнство предполагает зачатие, вынашивание и рождение ребенка по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового. В Великобритании, Израиле, Канаде и некоторых штатах Америки запрещены коммерческие соглашения о суррогатном материнстве. Таким образом, исключается коммерческий интерес. У нас же сам закон провоцирует превращение суррогатного материнства в бизнес.

В вопросе защиты прав суррогатной матери закон отдает все на откуп договору. Составит суррогатная мать правильно договор – не будет обманута, а нет – то и пенять не на кого.

Но кто подскажет женщинам из сел, как грамотно составить этот самый договор?

– Скорее всего, они действуют через посредников, которые берут стандартные договора. На самом же деле договора такого уровня – это не три листочка, а целая кипа документов, ведь подстраховать себя надо со всех сторон… – говорит Наталья Пригожина.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Если о правах суррогатных матерей составители закона не особенно заботились, то обязанности этих женщин прописаны четко. В случае их несоблюдения договор может быть расторгнут, даже если женщина на 8-м месяце беременности.

Например, один из пунктов закона гласит, что суррогатная мать обязана постоянно следить за своим здоровьем. Банальный грипп может послужить причиной расторжения договора, оставив “мамочку напрокат” без денег, с генетически неродным ребенком.Потому что по закону: “В случае отказа лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка право материнства остается за суррогатной матерью…”

Может получиться так, что ребенок будет вообще никому не нужен. Генетические родители оказались не готовы к появлению малыша, а у суррогатной матери своих трое. Дорога для таких “общих” детей одна – в детский дом…

Так что закон не защищает не только суррогатную мать, но и ребенка.

А может получиться иначе. Суррогатная мать, которая носила под сердцем ребенка, захочет оставить его себе. Но закон не дает ей такой возможности: “Суррогатная мать не вправе отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор”.

В российском законе, а также в законе Киргизской Республики, которые регулируют вопросы, связанные с суррогатным материнством, женщина, выносившая и родившая ребенка, имеет право выбора. В течение 72 часов она решает – оставить выношенного ею младенца или отдать в руки людей, которые его “заказывали”.

Эта же статья закона открывает путь для вывоза детей за границу. В связи с тем, что во многих странах суррогатное материнство строго запрещено, иностранцы, желающие завести ребенка, прибегают к услугам наших женщин. Рожденный ребенок, согласно закону, принадлежит генетическим родителям, если им вдруг не взбредет в голову от него отказаться. И малыш уезжает за границу.

Подобные случаи никто не учитывает. Поэтому точно сказать, сколько детей нарожали наши мамы для бездетной Европы, практически невозможно…

Наша справка

Закон “О репродуктивных правах человека и гарантиях их осуществления” вступил в силу в 2004 году. Этот закон разрешил суррогатное материнство в Казахстане. Многие статьи

в законе, касающиеся суррогатного материнства, вызвали критику экспертов – медиков и юристов, которые требовали внести поправки. Но закон не был пересмотрен.

Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)