В состав межведомственной рабочей группы вошли директора, завучи, социальные работники и психологи нескольких школ города, представители ювенальной полиции и НПО. Акимат предлагает привлечь к решению проблемы депутатов избирательного округа, где проживает семья. Можно еще обратиться к бизнесменам. А в это время мать шестерых детей рискует остаться зимой в холодном доме. И это не единственная история о непростой казахстанской семье.
300 тысяч – цена счастья
Сегодня Бахтыгуль получает на шестерых детей 59 тысяч 680 тенге. Ей чуть за тридцать. Еще недавно она была счастлива в браке и вместе с мужем баловала детей. Только муж год назад умер, и младший, шестой ребенок родился через два дня после его смерти. Отца он не видел никогда…
– Мама Бахтыгуль хорошая, – рассказала руководитель общественного благотворительного фонда “Дети Арала” Куралай ИСАЕВА. – Она трудится не покладая рук, чтобы всех прокормить и вырастить в заботе, тепле и уюте. Но не всё удается сделать самой, семье нужна помощь.
Бахтыгуль копила деньги, но не успела собрать всю сумму до зимы. Осталось купить газовый котел, восемь батарей и оплатить установку. Но это 300 тысяч тенге.
– Сумма для семьи, где из взрослых одна мама, конечно, запредельная, – говорит Куралай Исаева. – Денег нет, уголь нынче дорогой, и сейчас семья ютится в одной комнате, которую отапливают электроприборами. Как меценаты нашей страны оказывают помощь социально незащищенным слоям населения
Отчаянная мама прокормить своих детей сможет и сама. Одеть, умыть, обстирать и отправить в школу.
– А наш общественный фонд планирует обратиться к гражданскому обществу, – рассказала Исаева. – Может, совместными усилиями удастся собрать деньги.
Папа без почки, семья – без крыши
Целую историю надо распутать, чтобы решить вопрос с ребенком из семьи, ситуация в которой вообще из ряда вон выходящая.
Мальчику семь лет. У него живы оба родителя, но живет он с папой Азаматом. Мама бросила их, когда ребенку было полтора года. Ушла, забрав с собой свидетельство о рождении ребенка.
Сейчас мальчик учится во втором классе, и в школе он на птичьих правах: его приняли, лишь бы не остался без среднего образования, без полного пакета документов.
– Мама время от времени предлагает отцу отдать свидетельство о рождении мальчика, – рассказывает Куралай Исаева. – Но не бесплатно, за деньги. И это абсурд. А над отцом ребенка навис теперь еще и квартирный вопрос. Раньше мужчина и соответственно его ребенок жили с мамой – бабушкой мальчика. Но та недавно перебралась жить к дочери, а квартиру отписала внуку от этой дочери.
Так, маленькая семья, Азамат и его сын, осталась без крыши над головой. Но беда не приходит одна. Азамата подкосил недуг, в результате ему удалили одну почку.
У мужчины нет постоянной работы, съемное жилье оплачивать трудно. Но ребенка он любит и хочет его вырастить сам. Это видят соседи, помогают чем могут.
Но помощь нужна прежде всего от ювенальной полиции – в розыске матери мальчика и в изъятии у нее документов на ребенка. И далее нужно узаконить факт того, что отец – одиночка, имеет право на поддержку со стороны государства. Ну и, конечно, семье требуется помощь – для решения жилищных проблем.
Пусть лучше съедят собаки, чем дети?
А вот глава еще одной семьи упорно отказывается от помощи, хотя она явно нужна его детям. Мама пять лет назад семью бросила, но развод официально не оформила. Сейчас она под следствием и в бегах.
А Багдаулет не может оформить на своих четверых детей полагающиеся им пособия, из-за того что все они прописаны в разных местах, хотя и живут вместе с ним.
У мужчины нет постоянных заработков, прокормить детей не получается, угля отапливать дом нет, теплых вещей у детей мало. Все четверо (двое мальчиков и две девочки) ходят в школу. Постоянно нужны еще и школьные принадлежности, спортивная одежда, сменная обувь.
– Но проблема в том, что отец семейства, когда ему предлагают благотворительную помощь, наотрез от нее отказывается, – рассказала Куралай Исаева. – И здесь нужно сначала налаживать контакт с мужчиной, объяснять, что ничего унизительного в том, чтобы получить поддержку для детей, нет. Причем уже сейчас надо помочь наладить в этой семье быт.
С Багдаулетом на тему помощи ему и детям общаться – на грани шока. Он просто отрицает, что поддержка его семье нужна.
Когда однажды благотворители привезли продукты для детей, он выкинул еду собакам.
Вся надежда на то, что с мужчиной поработают психологи, и Багдаулет оттает. Девять лет назад алматинка отдала свою пенсию, чтобы Али сделали ножки. И вот они встретились
К слову, все эти семьи, как и еще одну, где в начале года умер отец, а мать по бюрократическим причинам никак не может оформить на детей пособие по потере кормильца, благотворительный фонд “Дети Арала” ведет до стабилизации ситуации.
– Во всех этих случаях семьи оказались в очень сложном положении, и выйти из него самостоятельно они не в силах, – пояснила Исаева. – А решение их проблем уже не терпит отлагательств. Мы решили попробовать сделать это при поддержке местной исполнительной власти.
(Имена героев по этическим мотивам изменены)
КЫЗЫЛОРДА