Мастерские пиара - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мастерские  пиара

Мастерские пиара

Недавние выборы в маслихаты продемонстрировали, что граждане, рвущиеся в политику, понемногу начинают осваивать политтехнологии, иногда бесстрашно переходя грань, за которой лежит уголовная ответственность.

  • 7 Октября 2003
  • 1063
Фото - Caravan.kz

Но сегодня речь не об этом. Речь о том, что новые приемы успешно осваивают и те, кто в государственной иерархии давно занимает прочные позиции.
Политтехнологии (а, может, политтехнология?) — наука новая и неизведанная, но в последние годы находится все больше желающих с помощью особых приемов заявить о себе и добиться своей цели. Обычная, без изысков, реклама сегодня не востребована. Потенциальные потребители такой информации пропускают ее мимо ушей, потому что она неинтересна. А вот если немного поинтриговать, подойти к сердцам потенциальных потребителей с фантазией, то результат, как говорится, превзойдет все ожидания.
Недавно в Питере был открыт первый музей политтехнологий. В нем энтузиасты собрали уникальные экземпляры наглядной рекламы, которую предлагают кандидаты разного калибра. Там целый кладезь примеров «черного пиара», собранный с начала 90-х годов.
А недавно, когда проводилась агиткампания на выборах губернатора, появились свежие экземпляры, которые свидетельствуют о том, что народ значительно продвинулся в освоении политтехнологий: коллекция «грязного» пиара пополнена за счет целой дюжины фальшивых газет, множества комиксов двусмысленного содержания и даже воздушных шариков с ироничными надписями.
Впору и казахстанцам перенять передовой опыт. У нас еще свежи в памяти новые трюки пиарщиков — первый тур выборов в маслихаты завершился совсем недавно. Особенно активно новые технологии обкатывались в Алматы. По городу распространялись фальшивые агитационные листовки, плакаты, объявления, дискредитирующие как в политическом, так и в личном плане кандидатов в основном от блока демократической оппозиции. А в некоторых округах избиратели получали материалы якобы от кандидатов, в которых они отказываются от дальнейшего участия в выборах, хотя сами кандидаты к этому отношения, как считается, не имеют.
Но если в избирательной кампании чаще всего используются изощренные приемы дискредитации конкурентов, то в стане состоявшихся политиков и функционеров в моду входят «белые» пиар-технологии.
Бесспорный лидер по этой части — сам президент России. Он то и дело нарушает протокол и даже пренебрегает личной безопасностью. Возможно, сказывается простая человеческая привычка делать то, что самому интересно. Но обкатка «белого» пиара налицо. То Владимир Владимирович неожиданно садится в боевой истребитель и взмывает ввысь, то он, прогуливаясь по ночному курортному городу, на изумление местной публики, провожающей трудовой день в местном же ресторанчике, появляется на ее глазах. Эффект неожиданности и непредсказуемости очень хорошо сказывается на рейтингах…
Есть последователи у ВВП и в рядах казахстанского истеблишмента, с той лишь разницей, что он навострился делать это по-своему. Не выходя из собственного кабинета и исполняя служебные обязанности.
Совсем недавно председатель Национального банка страны Григорий Марченко заявил о том, что он, как гражданин, заключил с «Жилищным строительным сберегательным банком Казахстана» договор номер один. Сам банкир, и это, наверное, понятно, в улучшении жилищных условий не нуждается. Но подрастает сын, и уж тогда точно квартирный вопрос встанет во весь рост. А заботливый папа, каждый месяц в течение 11 лет предусмотрительно откладывавший по 5 тысяч тенге со своей зарплаты, подарит сыну к совершеннолетию ордер на квартиру!
Заявление это глава Нацбанка сделал неслучайно. Уж кто-кто, а Григорий Марченко выставлять свою частную жизнь напоказ не любит. Расчет в другом — личным примером показать, что «Жилстройсбербанку», только что появившемуся на финансовом рынке, доверять можно. Народ же как подумает: ну если уж сам Марченко надеется с помощью банка купить в будущем квартиру, то это не обман.
Марченко пользуется тем, что его деловая репутация пока безупречна. И потому он смело идет ва-банк, предлагая народу всевозможные банковские услуги. Как помните, а отдельные банки крутят свои рекламные ролики до сих пор, Григорий Марченко разрешил всем без исключения банкам, занимающимся ипотечным кредитованием, использовать 15-секундный «стенд-ап», в котором он самолично высказывается в духе поддержки ипотеки. Ну в самом деле, не туалетную же бумагу он рекламирует! В туалетной бумаге он, может быть, совсем не разбирается, а вот в банковской системе — пожалуйста… Здесь он за свое слово в ответе!
Конечно, Григорий Марченко — непревзойденный мастер по части «белых» пиар-технологий. Он и себя забыть не дает, и свои идеи в жизнь продвигает смело.
Предшественником главного банкира страны, если помните, был опять же банкир, только бывший — Зейнулла Какимжанов. Под его патронажем проходила два лета назад всем известная легализация теневого капитала, нажитого честным путем (какая уж тут ирония — такие формулировки и были). Все продумало министерство госдоходов, вплоть до анонимности. Но народ не верил в искренность власти и в то, что подобная легализация не наказуема.
И тогда на амбразуру кинулся глава ответственного ведомства Зейнулла Какимжанов, который заявил о том, что тоже решил принять участие в легализации, дескать, в свое время он грешным делом использовал кое-какие схемы ухода от налогов. В другом бы государстве подобные откровения чиновнику такого ранга стоили бы должности, но, видно, и в самом деле Какимжанову было дано «добро» сверху (а, может быть, это на самом деле был «белый» промоушн самой кампании, и господин министр не вывел из тени ни тенге из личных теневых сбережений). Но что самое удивительное, народ поверил на слово и «отмыл» столько, что перекрыл самые оптимистичные прогнозы на предмет легализации. Честное слово, был бы капитал у меня, принес бы и я — так подействовало.
Если вспомнить дела давно минувших дней, то пара-тройка отчаянных пиарщиков найдется в том же правительстве без труда. Николай Радостовец, например, тоже был сам себе пиар. Пытался на личном примере разобраться со своими ошибочными СИКами. И ведь разобрался, и свой опыт распространил в государственном масштабе, и очень трудная проблема была решена.
Как бы то ни было, но прогресс по части политических технологий в нашем обществе имеется. И то ли еще будет! В 2004 году предстоят выборы в парламент, многих чиновников-старожилов вполне может одолеть желание пребывать в своих креслах вечно. Вот тут-то мы и увидим-услышим доселе неизвестные нам приемы «белого» и «черного» пиара. И как бы сегодня ни ругали политтехнологии, наука эта — захватывающая. Разве не так?