Марлен Карабас: У нас всё, как всегда, – по-казахски! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Марлен Карабас: У нас всё, как всегда, – по-казахски!

Марлен Карабас: У нас всё, как всегда, – по-казахски!

Продюсер Марлен Нурмагамбетов, известный по проектам “All Давай”, “СССР”, “Провокация”, “До-Ми-No”, “Metis’s” и работой с Зариной Алтынбаевой, с недавнего времени называет себя “добрым Карабасом”. Но если у этого сказочного героя был свой театр марионеток, то у Марлена – музыкальные проекты и продюсерский центр.

  • 25 Января 2008
  • 7286
Фото - Caravan.kz

Главным было – знать нашу местечковую кухню

– Почему Карабас?

– Карабас Барабас – это, можно сказать, первый известный нам продюсер, который, вложив свои деньги, открыл театр. Продавая билеты, он получал прибыль… Но на самом деле все гораздо прозаичней: “кара бас” – это “черная голова” с казахского, то есть брюнет. Кроме того, Нурмагамбетов, конечно, красивая фамилия, но скучная и тяжело произносимая. Россияне, к примеру, точно не запомнят.

– Как вы стали продюсером?

– В 1993 году были очень популярны дискотеки. Я работал диджеем, конферансье, шоуменом. В 2000 году увидел одну танцевальную команду, которую зрители принимали на “ура”, и решил сделать так, чтобы ребята еще и запели. Так появился проект “All Давай” и продюсер – Марлен Нурмагамбетов. К тому времени я хорошо знал всю кухню нашего местечкового шоу-бизнеса, поэтому все получилось довольно быстро.

– Как работалось в то время?

– Тогда не было такого понятия, как “продюсер”. Большинство музыкантов развивались сами, искали материал, собирали деньги на клипы. Тогда все было проще: клип можно было снять долларов за 500, о его ротации договориться бесплатно. Правда, и гонорары у артистов были очень смешными – долларов 50 за выступление.

50 000 долларов на то, чтобы просто заявить о себе

– Тогда, может, и сейчас обходиться без продюсеров?

– Когда рынок развивается, продюсер необходим. Он порой создает проект от начала до конца: начиная от названия и заканчивая имиджем музыкантов. Часто даже сценическими моментами занимается продюсер.

– А как насчет первоначального капитала? Сколько нужно, чтобы раскрутить исполнителя?

– На сегодняшний день для того, чтобы только начать – записать пять-шесть песен, снять хорошее видео, ротировать его на телевидении, нужно около 50 000 долларов. Это деньги на то, чтобы просто громко заявить о себе. Главное, будучи продюсером, не забывать, что шоу-бизнес – это в первую очередь бизнес, поэтому свои деньги вкладывать нужно непременно. Ведь человек, вложивший деньги, будет делать все, чтобы вернуть их обратно. И из этого складывается рынок.

– Как вы создаете звезд?

– Анализирую рынок, смотрю, что в данный момент популярно и чего не хватает. Присматриваюсь к внешним данным исполнителя, артист должен быть в первую очередь интересен. Музыкальное образование – огромный плюс, а еще – умение двигаться. Вообще над созданием так называемой звезды работает целая команда: преподаватели по вокалу, по сценическому мастерству, хореографы, пиарщики.

Гастролеры любят VIP-примочки

– Насколько прибыльно приглашение российских звезд в Казахстан?

– Раз на раз не приходится. Это ведь тоже непростой бизнес. Нюансов много. Придут люди или нет на концерт этого исполнителя? Часто ли этот артист здесь был? По какой цене продавать билеты? По большей части организация концертов в Казахстане российских или других зарубежных исполнителей – это для нас работа на будущее, раскрутка своего бренда. Чтобы люди знали, что наш продюсерский центр, к примеру, может привезти звезду любой величины – были бы деньги…

– Тяжело ли выполнять условия российских звезд?

– Требования у российских исполнителей, конечно, проще, чем у западных. Запросы у них в основном по технической части. Если речь идет о живом звуке, то тогда просят об аренде оборудования, пультов и т.д. Иногда даже встречаются пункты, когда приходится находить что-то на стороне, брать в аренду дорогостоющую аппаратуру, все это сказывается на суммах. Кроме того, безусловно, российские звезды всегда любят летать с комфортом, в бизнес-классе, встречать их должны в VIP-зонах, провожать оттуда же, жить артисты должны в люксе. Наша задача – поднять им настроение: все начинается со встречи в аэропорту и до самих проводов, чтобы они и в следующий раз прилетели на наши позывные.

Самый требовательный – Валерий Леонтьев

– Чей райдер выполнить было сложнее всего?

– Для меня было очень сложно провести прощальный концерт Валерия Леонтьева. Нужно было встретить и обеспечить комфортное проживание для 23 (!) человек: балет, костюмеры, музыканты. Еще тяжело было провести этим летом концерт на Центральном стадионе – выступление группы «До-Ми-No», Тимати и Легалайз. Мои подопечные – «До-Ми-Nо» – спустились к зрителям на вертолете. Довольно сложно было привезти “Машину времени” – 16 человек. Они были очень уставшие и недовольные, потому что на следующий день после концерта мы отправили их в Астану утренним рейсом, а не дневным, как они просили. У нас не получилось достать билеты, мы не дали музыкантам нормально выспаться…

Ресторан после концерта – обязательная программа

– Как насчет культурно-массовой программы? Она всегда одинакова?

– Культурно-массовой программой мы не занимаемся. Все российские залетные артисты знают Алматы вдоль и поперек, поэтому все, что нужно, – это обеспечить хороший sound check – настройку звука. Еще в ресторан обязательно сводить нужно после концерта. Банкет необходим для того, чтобы отношения были более теплыми. Потому что в общении и складываются отношения на будущее.

– С кем было проще всего общаться?

– Самый простой парень был Легалайз, он прекрасно общался со мной, ребятами из группы Metis’s. Очень открытый паренек.

У нас самый настоящий той-бизнес

– Что приносит больший доход? Организация гастролей заезжих звезд?

– Продавать всегда прибыльнее. Поэтому сейчас все чаще можно встретить так называемых посредников, которые почему-то тоже считают себя продюсерами. Они покупают местных, российских музыкантов, продают, перепродают, получают свои проценты. Я же считаю, продюсер в первую очередь должен создавать новое на эстраде, он занимается производством продукта.

В основном сейчас я работаю на свое имя, не стремлюсь вплотную заниматься той-бизнесом: выступления на свадьбах, днях рождения. Хотя это, конечно, основная статья дохода казахстанских музыкантов. В России и во всем мире зарабатывают другими путями: на продажах альбомов, на рекламе каких-то брендов. У нас пока это невозможно. Ну нет в нашей стране пока никакого шоу-бизнеса, только той-бизнес! Как говорится, у всего мира – как у людей, а у нас – все, как всегда, по-казахски. Люди не привыкли к адекватным цифрам. К примеру, за своих подопечных – группу Metis’s – я прошу за выступление 1 миллион тенге. Народ не готов платить таких денег, заказчики соскакивают. Никто у нас не понимает, что чем выше гонорар у артиста, тем лучше он будет работать, повышается планка. К примеру, российские звезды получают за выступление от 10 000 до 100 000 евро. И это нормально. Наши музыканты зарабатывают от 1000 долларов до миллиона тенге.

Цены регулирует Россия

– Неужели у нас никогда не будет шоу-бизнеса?

– Бизнес – даже если он музыкальный – все равно зависит от экономики. Если она развивается, соответственно повышается спрос у народа на зрелище – то бишь на шоу-бизнес. Как бы это обидно ни звучало, наши звезды работают только на разогреве у российских.

Но, несмотря ни на что, если рассматривать наш шоу-бизнес с 2000 года, за семь лет произошел заметный скачок: появились десятки новых проектов, возросли гонорары, клипы стали не хуже российских. Но все равно – настоящим наш шоу-бизнес станет только тогда, когда начнут достойно зарабатывать все: продюсеры, артисты, авторы, композиторы.

– В отечественном шоу-бизнесе, как в книгоиздании: пока в России книгу не издашь, популярным на родине не станешь?

– Да как в случае с Сергеем Лукьяненко. Цены регулирует Россия, музыку заказывает тоже Россия. Кто первый из наших взойдет на этот пьедестал – тому огромный респект, я бы этому продюсеру памятник поставил!

Бишкек и Ташкент оказались успешнее нас

– А в чем сложность-то? Бишкек и Ташкент смогли, а мы не можем?

– Выходит, что так: “Город 312” и Согдиана – первые ласточки в Средней Азии, покорившие современный российский шоу-бизнес. Вся сложность в том, что у российских артистов суммы длиннее на два нуля. Там и так жесткая конкурентная борьба, а если еще казахстанские продюсеры-гастарбайтеры будут приезжать… Но тут еще другая проблема: нет у нас чего-то безумно интересного и дерзкого, с чем можно было бы попробовать добиться весомого успеха в России.

Лина МУСТАФИНА