16 сентября первый заместитель премьер-министра Алихан СМАИЛОВ провел совещание по вопросам маркировки и прослеживаемости товаров в РК, сообщила пресс-служба КГД.
По итогам совещания министерству финансов поручено продолжить маркировку табачных изделий только на уровне производителей, импортеров и оптовых реализаторов. При этом розничным торговцам достаточно будет подтвердить получение товаров в информационной системе Единого оператора по маркировке без приобретения и применения 2D-сканеров. Таким образом, исключается дополнительная финансовая и административная нагрузка на малый бизнес, заявили в КГД.
Пилот по маркировке молочной продукции в Казахстане продолжается. Однако были “рассмотрены вопросы реализации пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости молочной продукции, табачной и алкогольной продукции”.
“КАРАВАН” одним из первых поднял тему маркировки и прослеживаемости табака, алкоголя и молочки. Еще в январе, когда проект только начался и стартовали первые банкротства ИП владельцев магазинов “у дома”. И тогда наша газета предложила площадку для обсуждения проблемы для всех заинтересованных сторон. Это сработало. У нас выступали и чиновники, ответственные за внедрение системы маркировки, и продавцы, и бизнесмены, и бухгалтеры.
Ввод системы электронных сопроводительных накладных на товар (СНТ) неожиданно стал катализатором объединения всех мелких и средних предприятий. Социальные сети и мессенджеры позволили активистам собрать вокруг себя сотни участников рынка. Страх потерять свое дело заставил их действовать слаженно.
В конце января предприниматели отправили Президенту страны Касым-Жомарту ТОКАЕВУ первую петицию с просьбой отменить налоговые изменения, усложняющие их работу. В документе говорилось, что работа МСБ стала сложнее и дороже, а если пилот по маркировке продолжится, то магазины “у дома” будут вынуждены поднять цены. А за это их немедленно накажут местные акиматы, так как они следят за сдерживанием цен на социально значимые товары.
Сразу же началась акция белых флагов, которая должна была привлечь внимание общества к проблемам небольших торговых точек. Потом она переросла в акцию белых шариков.
В апреле в Нур-Султане прошла серия встреч депутатов и министров с представителями малого бизнеса. Из регионов! Деньги на поездку делегатов – на билет в оба конца, проживание в гостинице и питание – собирали всем миром. По 2 тысячи с человека. Но кто-то давал по тысяче, другие – и по 3 тысячи. Во время пандемии и карантина люди не могли собираться вживую, всё общение происходило онлайн, посредством социальных сетей. То есть владельцы магазинов давали деньги людям, которых они в глаза никогда не видели! И собрали!
Единственный, кому проект был реально выгоден, считают предприниматели, это АО “Казахтелеком”.
Эта компания получила возможность заработать по 2,68 тенге за каждую генерацию и прослеживаемость кода на товар как оператор. К концу лета уже было промаркировано более миллиарда пачек сигарет. Код в мешке: как "Казахтелеком" "доит" малый и средний бизнес
Минфин должен был обеспечить работу виртуальных складов, но не справился. КГД внедрял проект СНТ и цифровую маркировку табака, исполняя требования соглашения ЕАЭС по сокращению контрабанды.
Надо признать смелость минфина и комитета госдоходов. Все-таки чиновники согласились, что проект оказался сырым и недоработанным, и приостановили пилот по алкоголю.