Марки сменить!? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Марки сменить!?

Марки сменить!?

Если до 1 октября узбекские предприниматели не сменят акцизные марки на спиртное и табак, то товар их будет конфискован.

  • 10 Марта 2009
  • 1714
Фото - Caravan.kz

Инициатива узбекских властей в очередной раз сменить акцизные марки на спиртное и табачные изделия может быть вызвана тремя причинами: резким снижением поступлений акцизного налога в государственный бюджет, ростом поддельных акцизных марок и усилением контрабанды.
2007 год стал очень сложным как для местных производителей спиртного и табака, так и для импортеров, завозивших аналогичные товары из-за рубежа. Тогда правительственными постановлениями товарооборот алкоголя определили лишь через специализированные территориальные базы, ввели 50-процентную предоплату для розничных торговцев, отдали монополию на производство спирта госхолдингу «Узплодовощвинпром», запретили торговлю спиртным на оптовых рынках.
В результате предпринятых мер мелкие розничные торговцы ушли из бизнеса, а торговать спиртным стали лишь через специализированные торговые точки. С другой стороны, ужесточение требований для внутренних производителей спровоцировало мощный рост контрабандного рынка: завозить спиртное и табак стали не только крупные компании, специализирующиеся на импорте, но и мелкие торговцы, когда-то ушедшие с внутреннего рынка.
История вопроса
С 1992 года в законодательстве Узбекистана «прописался» акцизный налог. В 1996 году акцизные марки появились на спиртном и табачных изделиях. Акцизный налог — это косвенный налог, с помощью которого государство регулирует количество и качество тех или иных товаров или групп товаров.
Что же касается акцизного налога в Узбекистане, то он активно использовался властями для наполнения государственного бюджета. Ни для кого не секрет, что еще в царской России акцизный налог приносил почти половину налоговых отчислений в бюджет.
В Узбекистане государство активно использовало протекционистские меры для того, чтобы сделать рынок контролируемым. Поэтому здесь появились два монополиста, контролирующие большую часть внутреннего рынка: госхолдинг «Узплодоовощвинпром» является монополистом в вино-водочном бизнесе, узбекско-британское СП «Бритиш Американ Тобакко» — на табачном рынке.
«Большая часть внутреннего рынка» вовсе не означает, что продукция монополистов стала на рынке превалирующей. Жесткое администрирование со стороны государства, высокие ставки пошлин на импортные спиртное и табак спровоцировали мощный поток контрабанды. В середине 2000-х годов в Узбекистане каждая третья пачка сигарет была импортной, почти каждая третья бутылка спиртного — импортной.
С другой стороны, госхолдинг не мог рационально воспользоваться монополией: менеджеры не были заинтересованы в повышении качества спиртного — зачем это делать, если вся мощь государственного аппарата направлена на обеспечение монополии? Англичане, ставшие компаньонами узбекского правительства в табачном бизнесе, по инерции стремились повышать качество табачных изделий, выстроив в стране неплохую инфраструктуру бизнеса.
Поэтому на сегодняшний день спиртное в стране невысокого качества и по вполне доступным ценам, тогда как табачные изделия стали дорогими.
Как результат
Как результат действий правительства, сильный рост в сегменте водочного бизнеса и стагнация объемов производства в сегменте табачных изделий. С 2005 года производство водки и ликероводочных изделий выросло более чем на 50 процентов, с 5 миллионов 938 тысяч дал до 8 миллионов 566 тысяч дал. Вместе с тем производство табачных изделий за тот же период не выросло и осталось на уровне 10 миллиардов 460 миллионов штук.
Внешний фактор всегда сильно влиял на производство местных производителей. Цифры свидетельствуют о том, что сегменты по-разному отреагировали на контрабанду. Производители спирта и водки, принимая во внимание сложность переброски через границу больших партий спиртного, наращивали объемы производства, тогда как табачники стали заложником контрабанды — производство не растет по причине мощного давления со стороны контрафактной продукции.
Еще одним немаловажным стимулом контрабанды стали действующие ставки акцизного налога. Так, например, на сигареты с фильтром ставка акциза установлена на уровне 4 доллара за 1 тысячу штук, на коньяк, водку и прочую алкогольную продукцию до 40 градусов — около 9 долларов за 1 дал, свыше 40 градусов — 14 долларов за 1 дал. Акцизы на импортируемую продукцию составляют: 7 долларов за 1 дал водки, 14,5 доллара — на коньяк, и не менее 7 долларов за 1 тысячу штук сигарет.
Из всего сказанного можно сделать один вывод. Акцизы — это мощный фактор давления как на местных производителей, так и на импорт. Несмотря на проблемы с издержками финансового характера, местные производители наращивают объемы производства по причине сильного влияния на них со стороны государства (госхолдинг просто обязан выполнять установки правительства). Высокие темпы объемов производства могут свидетельствовать и о снижении качества спиртного, ибо в производстве большую часть занимают крепкие напитки эконом-сегмента. С другой стороны, дешевизна процесса производства также может стать фактором, в силу которого количество спиртного растет. СП «Бритиш Американ Тобакко» в силу более слабого влияния на него государства может в большей мере исходить из экономических соображений. С 2005 года СП не наращивает объемы — оно не может покрыть ни капитальные затраты на проект, ни затраты, связанные с повышением качества продукции.
Поэтому в технологическом плане производство спиртного и табачных изделий в стране сильно разнятся. Спиртные и водочные производства давно работают на устаревшем оборудовании, и не собираются обновляться, тогда как табачное производство оснащено высококлассным оборудованием.
Власти ищут выход
После уплаты высоких акцизов необходимо уплатить налог на добавленную стоимость на уровне 20 процентов. Поэтому импорт спиртного и табачных изделий в Узбекистан — дело невыгодное и хлопотное.
1 апреля 2007 года узбекские власти уже инициировали введение новых акцизных марок на спиртное и табачные изделия. Тогда же они заявили, что подобные инициативы будут практиковаться один раз в два года. Так что введение новых акцизных марок с 1 апреля 2009 года — вполне ожидаемое явление.
За счет смены акцизных марок власти намереваются, во-первых, нанести еще один удар по импорту, во-вторых, одновременно защитить местных производителей. Думается, в перспективе некоторые производители этих товаров за пределами Узбекистана под любыми предлогами не получат новые акцизные марки, что означает потерю их позиций на узбекском рынке. Позиции, к примеру, молдавских, грузинских вин в Узбекистане тоже могут ослабеть, если налоговые органы начнут рейды по изъятию импортной продукции со старыми акцизными марками ранее того срока, который дали реализаторам власти — 6 месяцев. В течение этого времени на узбекском рынке не должно остаться продукции со старыми акцизными марками.
Поэтому уже сегодня можно ожидать массированных рейдов налоговой службы по специализированным торговым точкам. Думается, владельцы этих точек вовсе не уверены в лояльности налоговых служб, и поэтому постараются побыстрее избавиться от импортного алкоголя. Это обязательно спровоцирует падение цен на импортный алкоголь и табачную продукцию. Ни водочники, ни торговцы, торгующие табачными изделиями, не могут сказать точно, с какого времени и в каких масштабах начнутся массированные проверки. Но то, что они будут — очевидный факт.
По мере быстрой распродажи импортной продукции и резкого падения цен на нее, можно публично заявить о снижении цен в Узбекистане и росте благосостояния населения. Но серьезные экономисты, уверен, знают, что эта мера будет лишь временной, и после 6 месяцев цены на алкоголь и табачные изделия импортного производства снова вырастут, но уже с учетом тех потерь, которые понес бизнес в период быстрой распродажи.
Что будет
За шесть месяцев, которые правительство дало торговцам на реализацию продукции со старыми акцизными марками, цена узбекской продукции вырастет. Ей не грозит конфискация, если не найдут поддельные акцизные марки.
Бизнес быстро сориентируется. Все дополнительные расходы на покупку новых акцизных марок, транспортировку до места назначения, наклейку их на производимую продукцию он все равно компенсирует из кармана потребителя.
Поэтому в ближайшие месяцы можно ожидать повышенного спроса на импортную продукцию, которая по качеству выгодно отличается от местной. Цены на нее под угрозой возможной конфискации упадут, а это, в свою очередь, будет стимулировать контрабанду. Девальвация национальных валют в России и Казахстане дали российским и казахстанским производителям конкурентные преимущества перед узбекскими производителями. Рубли и тенге подешевели по отношению к узбекскому суму, поэтому можно ожидать сильного наплыва импорта на внутренний узбекский рынок. Спрос будет расти, а чтобы удовлетворить предложение, будет соответственно расти и предложение — контрабанда.
Согласно озвученным причинам, узбекских производителей спиртного и табака ожидают непростые времена. Они будут терять позиции на рынке в течение шести предыдущих месяцев, пока спрос на импортные товары не иссякнет.
Хотя можно предположить и другое развитие событий. Фискальные органы не будут ждать шесть месяцев, и начнут массовые рейды и изъятия в ближайшие дни и недели. Только таким образом можно снять давление с узбекского рынка и относительно укрепить позиции на нем местных производителей.
В любом случае, внутренний потребительский рынок переживет очередной шок, хотя, по большому счету, можно было бы обойтись и без него.

Фото с сайта http://www.gvd.ru