– В этом году отношение к ЕНТ уже не является таким негативным, как прежде. Чем это вызвано?
– Это связано с тем, что общественность постоянно активно выступала в последние годы за изменение условий проведения теста. Потому что само министерство образования и науки до сих пор не удосужилось даже провести ни одного социологического опроса, ни одного психологического обследования самочувствия детей. Благодаря активности общественности внесено несколько изменений. Например, изменилась система оценки успеваемости. Если раньше итоговой отметкой в аттестате была та, что ученики заработали на ЕНТ, то сейчас выставят среднеарифметическую оценку – между набранными баллами за последний год обучения и баллом, полученным на тестировании. А сами результаты ЕНТ не будут решающими для поступления в вуз. Также мы настаиваем на том, чтобы результаты теста не включали в рейтинги акимов. У всех в памяти аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев, уволивший 27 директоров школ по результатам ЕНТ. Считаю, что подобный подход недопустим.
– Директоры школ начинают отсев потенциально слабых, по их мнению, детей из девятых классов, “отправляя” их в колледжи, либо просто не допускают выпускников к сдаче ЕНТ?
– Примерно 30 процентов выпускников отсеивается как раз через недопуск к ЕНТ. На детей оказывают сильнейшее давление, заставляют писать заявления об отказе от теста. Директоры создают в школах невыносимые условия, вынуждают выбирать традиционный экзамен.
– Сложности и психологическое давление перед сдачей ЕНТ вызывают массовый отток выпускников на учебу в соседние страны…
– Получается, что в той же России больше заинтересованы в подрастающем поколении, которое получит высшее образование, чем у нас. Наших выпускников заманивают стипендиями, общежитиями, доступными условиями поступления…
– Чем можно объяснить обилие подставных “выпускников”, инциденты с переодеванием?
– Я думаю, тут все в комплексе. Наряду с низким качеством подготовки в некоторых областях созданы условия для коммерциализации процесса сдачи ЕНТ. Поэтому я за ЕНТ, но против способов и методов его исполнения и проведения.