«Теоретически могут быть какие-то внутренние причины, но их сейчас просто нет. ВВП продолжает расти — 5% в год. Инфляция ниже нашего среднесрочного коридора – 6-8%, за последние несколько месяцев уровень годовой инфляции стабильно составляет 5,9 %. Золотовалютные активы Национального Банка и Национального фонда более чем адекватные, ситуация с ликвидностью в банковской системе нормальная, вклады населения устойчиво растут уже несколько лет подряд. То есть, никаких внутренних причин нет», — пояснил Григорий Марченко.
«Внешние причины – базовые две – это цена на нефть и уровень или курс рубля к доллару. Там тоже все спокойно. Цены на нефть 108-109 долларов за баррель марки Brent, курс рубля меньше 33 рублей за доллар США», — отметил он.
Кроме того Глава Нацбанка прокомментировал распространяемые по этому поводу слухи: «Это очередная волна слухов и связанных с этим спекуляций. После того, как была проведена девальвация 4 февраля 2009 года, такие волны и слухи были 19 раз. Последние несколько месяцев таких слухов не было, весной все было спокойно. И поэтому, может быть, они приобрели особую популярность в народе, потому что уже соскучились, скучно им стало жить без слухов о девальвации. Это у нас в стране обычный, к сожалению, процесс. Аргументация тех людей, которые пытаются, скажем так, эти слухи распространить и стимулировать такая: «Да, в Казахстане все спокойно, но мы теперь находимся в Таможенном Союзе с Россией. Вот в России рубль падает и снижение курса тенге неизбежно и периодически цены на нефть тоже типа падают». На самом деле, если трезво смотреть на эту ситуацию, опять-таки спокойно разбираться с цифрами, они другие. Во-первых, цены на нефть. Да, они падали весной, но тогда не было слухов о девальвации, поэтому все было спокойно. Цены на нефть сейчас составляют 108-109 долларов за баррель нефти марки Brent. Это нас вполне устраивает, так как у нас в бюджет заложено 90 долларов за баррель.
Что касается российского рубля. Здесь тоже идет жонглирование определенными цифрами. Но при этом люди выбирают тот отрезок, который им удобен. На самом деле, ситуация очень простая. Если брать февраль 2009 года, тогда тенге стоил 150 за доллар, а рубль стоил 36 рублей за доллар. Сейчас он в районе 33 рубля за доллар. Т.е. опять-таки, даже если в России доллар будет стоить 36 рублей, они просто восстановят тот паритет, который был в 2009 году. И если брать пару «тенге-рубль», на самом деле, за этот период — 4,5 года снижение накопленного курса тенге к рублю составило 15 %. Тенге ослаб к доллару всего на 2 с небольшим % с начала этого года. Я неоднократно говорил о том, что во всем мире +/-1% считается технической коррекцией. Тенге по прежнему одна из самых стабильных валют, и если посмотреть за последние 4,5 года, то рубль +/-12% к доллару, у нас — +/-2%. Поэтому если рубль еще немного будет снижаться – это никакого воздействия на ситуацию с торговлей между Казахстаном и Россией не произведет, и нам нет никакого смысла куда-то двигаться. У нас нет каких-то оснований говорить, что рубль скоро станет 40-45 рублей за доллар. Все те прогнозы аналитиков, которые мы видим, они на конец года дают 34-35 рублей» — сказал Григорий Марченко.
На вопрос журналиста о ситуации на валютном рынке в целом, Григорий Марченко сообщил, что: «Сейчас ситуация успокоилась. Хотя неделю назад были разговоры о том, что люди утром проснутся, и будет 200 тенге за доллар. А люди, которые говорят, что 153 — это много, вероятно забыли, что в конце 2002 года и начале 2003 года курс доходил до 155,7. Поэтому сейчас ничего сверхъестественного или необычного на рынке не происходит. Просто появилась очередная волна слухов и, к сожалению, часть населения на прошлой неделе среагировала. Но я еще раз хочу сказать, что в 2009-2012 годах у нас интервенции Национального Банка нетто равнялись нулю, а за первую половину 2013 года мы нетто на рынке купили – 300 млн. долларов. Поэтому у нас 3,5 года подряд была абсолютно спокойная, сбалансированная ситуация на валютном рынке. Но вот сейчас ее очередной волной слухов сумели раскачать. Тем не менее, у нас более чем достаточно ресурсов и никакой резкой, обвальной девальвации никто не планирует, и делать не собирается», – подытожил Григорий Марченко.