Инициаторами данной акции выступили Коалиция против курения среди детей и подростков и Ассоциация деловых женщин Казахстана.
Как заявили организаторы, акция «Карлыгаш — матери против курения» направлена на создание инфраструктуры общественного и медийного контроля над продажами табачных изделий.
В рамках акции, символом которой выбрана «ласточка» — символ самоотверженной и безустанной заботы о потомстве — будет создана волонтерская сеть из числа социально активных граждан, контролирующих торговые розничные точки на предмет продажи табачных изделий несовершеннолетним.
Данный шаг должен сократить доступность сигарет для подростков и увеличить процент просьб со стороны продавцов предъявить удостоверение личности при покупке сигарет.
Кроме того, проект направлен на повышение информированности общества, в особенности продавцов розничных сетей, о законодательных нормах продажи сигарет и последствиях их нарушений.
Пока данная акция будет реализовываться в трех городах Казахстана: Астане, Уральске и Шымкенте. Выбор городов определялся, прежде всего, по географическому принципу. Необходимо проанализировать, как будет реализовываться проект в разных по своей ментальности регионах Казахстана, какие даст плоды.
Более того, Уральск один из наиболее неблагополучных городов страны в вопросе продаж сигарет несовершеннолетним. Именно в Уральске наибольшее число опрошенных подростков предпочитает покупать сигареты у уличных торговцев. При проведенном исследовании, на вопрос: «Вы когда-нибудь пробовали курить сигареты?» — больше всего положительных ответов было именно в Уральске.
Движением «Карлыгаш — матери против курения»» будет создана сеть добровольных активистов — социально активных матерей.
Членами движения могут стать женщины, имеющие детей от 10 до 18 лет, располагающие свободным временем, не менее 8 часов в неделю, не курящие.
Помощь волонтеров является исключительно добровольной и бескорыстной. Главной мотивацией должна стать четкая гражданская позиция и осознание проблемы здоровья подрастающего поколения. Поэтому о денежных вознаграждениях речи не идет. Единственно, возможно самые активные участники волонтерского движения будут отмечены памятными подарками.
В рамках комплекса мероприятий проекта предполагается трансляция телевизионных роликов, призывающих женщин присоединиться к общественному движению. Необходимость и актуальность проведения данной акции не вызывает сомнений, поскольку одной из основных проблем в вопросах предотвращения курения среди подростков является доступность сигарет для этой категории.
По данным исследования, проведенного независимой маркетинговой компанией KEY POINTS LTD как среди несовершеннолетних, так и продавцов, в подавляющем большинстве случаев подростки свободно покупают сигареты в магазинах. Согласно опросу, продавцы считают, что наиболее эффективной мерой по предотвращению доступа детей к сигаретам в рознице является строгий контроль над исполнением закона со стороны уполномоченных органов. Однако, при этом продавцы считают, что они не несут ответственность за продажу табачных изделий несовершеннолетним. Зачастую продавцы отпускают табачные изделия подросткам, несмотря на то, что на их киоске имеется наклейка с призывом не продавать сигареты несовершеннолетним.
Так 26% несовершеннолетних в основном покупают сигареты в киосках, 25% — в небольших магазинах и 15% — в продуктовых магазинах. Как рассказывают сами подростки, только 5% продавцов отказываются продавать сигареты детям.
Однако, как отмечают организаторы акции, борьбу с курением среди несовершеннолетних надо начинать прямо у прилавка сигаретного киоска. По последним данным, привычка курить распространена среди 40% старшеклассников. Так согласно исследованию значительная часть казахстанских подростков пробовала курить уже к 15-ти годам, а к 16-ти эта группа составляет большинство от общего числа опрошенных. Среди мальчиков пробовал курить каждый пятый; среди девочек — каждая седьмая.
Действительно курение среди девочек становится все более распространенным, что особенно настораживает в контексте демографических проблем Казахстана. Так, по последним исследованиям каждая седьмая девочка к 15 годам познакомилась с сигаретой. Более того, как показали исследования в США, курение среди женщин может отражаться не только на их здоровье и здоровье их будущих детей, но и на здоровье внуков. В частности, еще в раннем детстве они подвержены большему риску заболеть астмой из-за того, что курила их бабушка.
Как отмечают организаторы, если сегодня с продавцами вести разъяснительные работы то, это не только привлечет внимание общественности к данной проблеме, но и скажется на снижении уровня продаж сигарет несовершеннолетним.
При этом по результатам республиканского исследования среди продавцов, они сами признали, что на них могут повлиять, прежде всего, штрафы и другие строгие меры.
Например, за факт нарушения Закона «О профилактике и ограничении табакокурения», статья №8, продавцу предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 10 МРП, в случае повторных нарушений наказание ужесточается.
Положительный опыт работы подобных объединений как «Карлыгаш — матери против курения» уже имеется. В течение прошлого года силами «Коалиции против курения среди детей и подростков» была проведена просветительская акция «Нет 18-ти лет — нет сигарет», которая проводилась среди продавцов магазинов по всему Казахстану.
В результате проведения акции значительно улучшилось знание Закона, регулирующего продажу сигарет в среде работников торговли. Так, 68% продавцов уже точно знают, что совершеннолетний возраст наступает в 18 лет, а 34% осведомлены, что необходимо спрашивать удостоверение личности, если возникают сомнения в возрасте покупателя сигарет.
К сожалению, сегодня в большинстве магазинов присутствуют материалы, информирующие и ограничивающие доступ детей к сигаретам.
В качестве основных инструментов контроля организаторы называют: личные встречи с продавцами розничной торговли по дальнейшему информированию продавцов о запрете на продажу сигарет детям, общественный контроль над действиями продавцов, выявление недобросовестных продавцов, совместная работа с представителями правоохранительных органов, действующая «горячая линия»; поддержка средствами массовой информации, ежеквартальные круглые столы с участием уполномоченных и заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций; региональные конференции для сотрудников розничной торговли.
Венчает проект республиканский форум, который пройдет в 2006 году в Астане.
По истечении срока проекта будет проведено республиканское социологическое исследование среди продавцов и подростков, для отслеживания изменений по ограничению доступа детей к сигаретам в рознице.
И, как уверены организаторы, любые позитивные изменения можно уже однозначно считать успехом.