Мама не уследила - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+1 °C
Алматы
2024 Год
10 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мама не уследила

Мама не уследила

Целых десять лет детская смертность в Казахстане снижалась, но в 2018 году этот процесс прекратился. 

  • 18 Декабря 2019
  • 3542
Фото - Caravan.kz

В разговоре с корреспондентом газеты “КАРАВАН” эксперты рассказали почему.

Почти в два раза снизилась статистика детской смертности в Казахстане за последние 10 лет. Если еще в 2009 году до пятилетнего возраста не доживали почти 7 700 детишек, то сейчас – 4 000.

Позитивную статистику медики связывают прежде всего с улучшением работы акушеров во время родов и в первые недели после них, с повышением квалификации медиков и с увеличением финансирования отрасли в целом.

– Я помню еще те времена, когда шла на дежурство со своими лекарствами, потому что в больнице ничего не было, а детей спасать надо было. Сейчас такого нет! Посмотрите, как далеко вперед медицина ушла: раньше с врожденным пороком сердца или другой серьезной патологией надо было ждать, пока ребенок не наберет хотя бы 10 килограммов веса, сейчас – чуть ли не внутриутробно некоторые пороки устраняют, – говорит врач-педиатр, эксперт ЮНИСЕФ по раннему детскому развитию Баян БАБАЕВА.

Но в 2018 году, впервые за последние десять лет, кривая детской смертности пошла не вниз, а вверх. Всего на 24 смерти больше, чем годом ранее, но не сигнал ли это о том, что в медицине пора что-то менять?

Как уверена Баян Бабаева, менять кое-что надо, но не столько в самой медицине, сколько в сознании граждан. Причем давно:

– Я долгое время была заместителем главврача инфекционной больницы Шымкента. Чего у нас только не было: холера, конго-крымская лихорадка… Бывало, привозили ребенка с диареей в очень тяжелом состоянии, и мы, забросив свои семьи, сутками его отхаживали. Но в один день я задумалась: а почему ребенок так заболел? Да потому, что мама его грудью не кормила, руки мыть не научила, не проявила чуткости и пришла к медикам поздно. Но раз так, насколько эффективна моя работа? Хорошо, этого ребенка вылечим. Придут с другим. И так – бесконечно, – говорит врач.

Как уверена эксперт, бытовые и пищевые привычки родителей или опекунов – вот где источник многих проблем малышей.

Из-за традиции с раннего возраста кормить ребенка мясом и тестом, поить сладким чаем развиваются анемия и лишний вес, из-за плохой чистки зубов – кариес и болезни сердца.

Список можно продолжать бесконечно – на здоровье детей влияют даже место рождения и пол. Согласно статистике, до пяти лет проще дожить девочке из городской местности, сельские мальчики – самая уязвимая группа.

Научно доказано, что наиболее успешен в жизни тот ребенок, о здоровье которого заботились еще до рождения: мама вовремя встала на учет, лечила свои хронические заболевания. Но даже если этого не произошло, комплексная забота в раннем возрасте может существенно скорректировать развитие ребенка в лучшую сторону.

– На здоровье ребенка оказывают влияние три равнозначных фактора: квалификация медицинских работников, навыки и знания самих родителей и организация работы в целом. Вы можете быть прекрасной мамой, а я – прекрасным врачом, но если, к примеру, вам сложно попасть в поликлинику, потому что она далеко или там постоянные очереди, или вы просто не верите врачам, об успехе говорить не стоит, – объясняет Баян Бабаева.

Чтобы упростить жизнь молодым мамам, в Казахстане, как и во многих других странах мира, существует патронаж: медицинские услуги оказывают на дому.

Но, как отмечает врач-педиатр, в нашей стране упор делается на контроле: медсестра напоминает о плановых прививках, требует соблюдения некоторых медицинских моментов – и зачастую даже без личного контакта. Детей лечить проще, чем взрослых — откровения казахстанского врача

В ЮНИСЕФ уверены, что так быть не должно. Патронаж – это история о помощи родителям, о постоянных визитах медсестры, о решении социальных проблем. И с прошлого года в пилотном режиме такая система была запущена в Кызылординской области.

– ЮНИСЕФ предложил прогрессивный подход к функционированию патронажной службы с позиции социального риска. В регионе были созданы межсекторальные комиссии, которые рассмотрели 121 случай предоставления специальной социальной услуги. Из них 34 случая – беременным, 16 – новорожденным, 71 – детям от месяца до пяти лет. То есть службы акимата оценивали тот или иной риск, который мог бы далее привести к каким-либо заболеваниям, – говорит вице-министр здравоохранения РК Лязат АКТАЕВА.

На практике это происходит так: патронажная сестра приходит домой к беременной или роженице, видит, к примеру, что семья нуждается в деньгах, передает сведения в акимат. И уже чиновники соцзащиты либо назначают пособие, либо, если это возможно, помогают трудоспособным членам семьи найти работу. Алкоголиков и наркоманов лечат, с дебоширами разговаривает участковый.

– Такой подход уже доказал свою эффективность, и с 2020 года мы будем его внедрять во всех регионах страны, – говорит Лязат Актаева.

Сейчас часть медсестер уже переучена на патронаж по-новому, но, как отмечают в ЮНИСЕФ, проблемных вопросов еще достаточно много.

– Часто врачи общей практики не понимают проблем развития детей раннего возраста, и профессиональные патронажные медсестры нового формата – это профессионалы-одиночки, которых не понимают и не принимают их коллеги. Уровень некоторых медсестер выше, чем уровень врача общей практики. Чего не скажешь о заработной плате. При этом нагрузка на патронажных медсестер растет, поэтому работу с документацией им приходится брать на дом. В связи с этим, конечно, надо продумать вопросы мотивации, – говорит координатор ЮНИСЕФ в Казахстане по здравоохранению и питанию Канат СУХАНБЕРДИЕВ.

Также пока патронажным сестрам не возмещают транспортные расходы и услуги сотовой связи.

Не решены вопросы элементарной физической безопасности: где гарантия, что специалист не станет случайной жертвой семейной ссоры или не будет избит каким-нибудь отправленным на принудительное лечение родителем?

Сейчас в ЮНИСЕФ разрабатывают программы обучения патронажных сестер реагированию на сложные ситуации, программы психологической реабилитации и супервизии. Но в Минздраве на эти цели средств пока не заложено.

НУР-СУЛТАН