Малый бизнес ждет перемен - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Малый бизнес ждет перемен

Малый бизнес ждет перемен

Развитие демократических институтов гражданского общества немыслимо без создания класса мелких и средних собственников.

  • 22 Июля 2004
  • 1039
Фото - Caravan.kz

Эту истину знал еще древнегреческий государственный деятель Солон, утверждавший, что человек, не владеющий собственностью по самой своей сути не может быть хорошим гражданином, потому что не заинтересован в общем успехе и пользе, не связан с другими гражданами тесными узами экономических отношений.
Именно поэтому рабов Солон изначально исключал из числа возможных граждан. И сегодня, спустя почти три тысячи лет, этот принцип не утерял своей актуальности — хоть коренным образом изменилось и содержание демократии, и методы ее функционирования.
Гражданами теперь, в эпоху представительной демократии и информационной революции считаются все, кто имел честь родиться в том или ином государстве. Но основу стабильности, фундамент любого развитого западного общества по-прежнему составляет именно класс мелких и средних предпринимателей и собственников — самого динамичного и изменчивого элемента общественной структуры.
Казахстан, стремящийся войти в систему западной цивилизации, стоит перед необходимостью принять и ее исходные условия и ценности. Провозглашена политика покровительства со стороны государства малому и среднему бизнесу и, надо признать, что с той или иной мерой успеха она осуществляется. Однако необходимо знать исходные условия и определить цель такой политики, поскольку, как говорил еще Аристотель, тому, у кого нет цели, не найти попутного ветра.
Недавно Госкомстат Казахстана опубликовал очередные статистические данные о состоянии малого и среднего бизнеса в стране. Они наводят на определенные размышления.
Всего на начало 2004 года в стране было зарегистрировано 130800 субъектов малого бизнеса. Однако реально из них работают только 35% — 46194 предприятия. И такая тенденция, когда из ста формально существующих фирм реально работает только треть, характерна для всех регионов Казахстана.
Большая часть малых и средних фирм зарегистрированы в крупных городах, промышленных центрах, в Астане и, конечно, Алматы. Алматы — ведущий деловой и финансовый центр страны, здесь оборачивается большая часть казахстанских денег, здесь, наконец — самый емкий и платежеспособный рынок, поглощающий не только массу товаров и услуг, но и дающий возможность сотням тысяч людей найти работу.
В Алматы число малых предпринимателей растет стремительно. Только за прошедший год оно выросло на 13%. За семь лет их число в Алматы удвоилось, с 80 тысяч до 175 тысяч человек. И несмотря на то, что только 30% из них действительно активно работают в сфере бизнеса, абсолютное число таких предпринимателей выросло.
Еще больше выросло количество индивидуальных предпринимателей, работающих по патенту. За год их стало больше почти на 50%. Этот бурный рост обусловлен огромной емкостью рынка услуг главного казахстанского мегаполиса и, как считают специалисты, он далеко еще не исчерпан.
Малый бизнес южной столицы дает почти двадцать процентов доходов государственного бюджета и полностью покрывает расходную часть самого города. Уже одно только это показывает, насколько велик его потенциал жизнестойкости и экономической эффективности, его возможности приспосабливаться и работать в самых трудных и неблагоприятных условиях.
Мелкие и средние предприниматели выбирают, как правило, сферы деятельности, руководствуясь несколькими несложными принципами, основанными на здравом смысле. Во-первых, это занятие не должно требовать больших вложений капитала, но приносить неплохой доход. Во-вторых — оно не должно требовать большого количества работников. В-третьих, предприниматель должен иметь возможность быстро сменить направление своей деятельности, переориентировать ее, с учетом требования рынка. И, в-четвертых, у предпринимателя должны быть достаточно широкие возможности для развития бизнеса, иными словами — достаточно либеральный административный режим со стороны государства.
Большинству таких принципов сегодня отвечают только две сферы деятельности — торговля и бытовые услуги. Именно поэтому более 60% предприятий малого бизнеса работают именно по этим направлениям. А с учетом теневого сектора, который, по мнению специалистов, составляет в данном секторе экономики от 30 до 50 % от легального, можно сказать, что торговля и услуги безусловно доминируют в малом бизнесе.
Такая структура малого и среднего бизнеса, в принципе, достаточно объективна и характерна как для развивающихся стран, так и для вполне благополучных западных демократий. В тех же США или Японии в торговых или посреднических малых компаниях работают миллионы людей, а их количество составляет сотни тысяч и даже миллионы. Резкое различие — в экономическом содержании. В развитых странах подавляющую часть валового национального продукта производят современные, высокотехнологичные крупные компании, производство которых основано на новых технологиях.
Они не только оперативно отвечают на запросы рынка, но и сами формируют новую потребительскую идеологию, создают совершенно новые виды товаров и услуг. Малый бизнес в таких странах служит лишь демпфером, буфером от социальных потрясений, постоянно приспосабливаясь к условиям, которые создают его «большие братья».
В Казахстане иное положение. В сфере промышленности работают только 12% малых предприятий, в сельском хозяйстве — 6,2%, в строительстве — около 12%, на транспорте и связи — около 5%. Но даже эти традиционные сферы деятельности дают в несколько раз меньше дохода, чем одна торговля. Конечно, здесь оказывают свое влияние разные объективные обстоятельства. Здесь и неразвитость и относительная «узость» казахстанского внутреннего рынка, и география — тысячекилометровые казахстанские расстояния могут «съесть» у предпринимателя любую прибыль, и предельная изношенность оборудования на большинстве казахстанских предприятий, не позволяющая выпускать хорошие, конкурентоспособные товары.
Огромную роль играет и политика «открытых дверей», которую проводит государство, которая привела к тому, что все казахстанские рынки завалены импортными товарами, причем не всегда лучшего качества.
Однако есть и причины, которые вполне можно было бы устранить, но которые остаются тормозом на пути малого бизнеса десятилетиями. И все — из-за различных частных и ведомственных интересов или бюрократических препон со стороны государства.
Например — доступ к кредитным ресурсам для малого бизнеса и сегодня остается закрытым. Существующий сегодня средний уровень рентабельности в производственной сфере не позволяет бизнесменам надеяться восполнить, за счет него, высокие банковские процентные ставки по кредитам.
Государство должно помогать бизнесменам, давать им доступ к финансам. И действительно, оно создало для этого различные институты развития. Но в том же Банке развития процентная ставка по кредитам мало чем отличается от обычного коммерческого банка. Мало того, этот Банк практически не рассматривает заявки, если проект предпринимателя оценивается меньше, чем в 1 млн. долларов. Какой малый бизнес может сразу освоить такие деньги, тем более, что банки по прежнему продолжают политику выдачи краткосрочных или среднесрочных кредитов?
Кредитование производства на срок 10 -15 лет до сих пор остается для предпринимателей лишь мечтой.
Большой проблемой по-прежнему является несовершенство казахстанской налоговой системы. Когда принимали изменения в Налоговый кодекс, его разработчики уверяли всех, что для малого бизнеса наступит «золотой век». В действительности налоговая нагрузка на «малышей» возросла, что привело к замедлению темпов их роста, уходу многих предприятий в «теневой» бизнес. Высокая коррумпированность правоохранительной и фискальной систем позволяет предпринимателям относительно безопасно существовать «в тени», продолжая свою деятельность, но уже без опасений обанкротиться под налоговым прессом государства.
В сущности, это такой же обычный бизнес, приносящий, коль скоро его продукция востребована на рынке, пользу обществу и прибыль владельцу. Но без налогов государству, которое само загоняет малый бизнес в нелегальщину.
Все более осознается необходимость кардинальных реформ. Недавно руководство Минэкономики обнародовало свои планы существенного снижения налогового бремени и введения других льгот для малого бизнеса уже к концу 2004 года. Бизнесменам обещается новая «эра процветания» — в обмен на их выход из тени и легализацию зарплат. Планы, конечно, грандиозные, но относятся к ним бизнесмены скептически. Слишком часто они были свидетелями, что благими намерениями чиновников оказывалась вымощена дорога… Сами знаете — куда…