Если первое было трагедией, то второе — явным благословением. Казалось бы — не хватает всего, тут бы выжить… Но когда это женщины отказывались от следования моде? И какая война смогла уничтожить модные тенденции?
Такого еще не было. И Коко Шанель, уловив, куда дует ветер моды, в 1926 году создала удивительный шедевр — маленькое черное платье, траур по ушедшей в небытие моде на длинные юбки и сложные фасоны платьев, и одновременно — приветствие новому стилю жизни.
Маленькое черное платье отвечало всем требованиям к одежде, какие только можно было изобрести в далеком 1926 году: на него нужно было минимальное количество ткани (а военные и революционные потрясения не лучшим образом сказались на текстильной промышленности); его можно было использовать и как вечернее платье, и как рабочую одежду; оно гармонировало практически с любой прической и любой длиной волос (что особенно важно — и с введенной в моду
Рудольфо Валентино короткой стрижкой, приглаженной бриллиантином); оно не требовало особых затрат и могло быть сшито практически из любой ткани, как из дорогой, так и из дешевой; оно могло обходиться вовсе без аксессуаров или минимальным их количеством.
Маленькое черное платье было принято на ура — еще бы, сплошное собрание достоинств и минимум недостатков.
Американский журнал Vogue, который предсказывал появление платья-униформы необычайной простоты, современного, элегантного и удобного, дал маленькому черному платью прозвище La Ford — сравнив его с самой популярной моделью автомобиля.
Сравнение было более чем справедливо: и Ford и маленькое черное платье олицетворяли одно и то же — современность, элегантность и удобство.
Первое маленькое черное платье, вышедшее из рук Коко Шанель, еще обладало некоторой консервативностью начала ХХ столетия и склонностью к украшательству. Оно было сшито из черного крепдешина, и его пересекали сверху донизу диагонали из декоративной вышивки.
Обязательной принадлежностью платья были длинные облегающие рукава и классическая длина, излюбленная Коко Шанель — до середины колена.
Колени, по мнению Коко Шанель, всегда портили впечатление от женской фигуры, поэтому их нужно было скрывать. Вот и стала принятой такая длина канонической модели: минимум из возможного. Выше — и колени уже видны, ниже — и это уже не «маленькое» платье.
Маленькое черное платье мгновенно завоевало себе место во всех гардеробах мира. Его носили и принцессы, и горничные. Знатная леди и Джуди О’Грэди дружно облачились в похожие платья, отличающиеся только лишь качеством ткани и аксессуарами (если леди надевала нитку настоящего жемчуга (рекомендовано Коко Шанель), то Джуди О’Грэди приходилось довольствоваться дешевыми бусами, а то и вовсе обходиться без украшений).
Маленькое черное платье не просто стало популярной моделью в какой-то определенный момент времени, оно ухитрилось ею и остаться. Это платье — уникальный универсум, модный уже почти столетие.
До сих пор актуальна рекомендация Коко Шанель: каждая женщина должна иметь в своем гардеробе одно маленькое черное платье. Если такое платье есть, то можно не волноваться — в любой момент своей жизни женщина будет одета хорошо и в соответствии с последними веяниями моды.
Конечно, современное маленькое черное платье отличается от классической модели, предложенной Коко Шанель. Теперь уже не обязательной деталью стали рукава или напуск на плотно обтянутых юбкой бедрах.
Ушла в небытие декоративная вышивка. Юбки стали разнообразными — от широких и пышных, до узких, следующих всем изгибам фигуры. Маленькие черные платья обзавелись декольте, бретельками, поясами. Но что бы с ними не делали, они все равно сохраняют главное: идею — современность, элегантность и удобство.
Маленькое черное платье не так просто, как кажется на первый взгляд. Его привлекательность заключается в основном в том, что само платье находится на втором плане.
Когда женщина одета в маленькое черное платье, то редко кто восхитится искусством модельера, зато сама женщина становится картиной, а платье — всего лишь рамой.
А так как «рама» уже не отвлекает взгляд ценителя, то все внимание оказывается привлечено к самой «картине». Вот тут-то и «зарыты» недостатки маленького черного платья.
К недостаткам маленького черного платья можно отнести его требования к фигуре. Некрасивые ноги — и это платье нельзя носить.
Проблемы с фигурой (например, излишняя полнота) — и о маленьком черном платье приходится забыть. Плохая кожа — и черный цвет платья лишь подчеркнет ее недостатки.
Можно сказать, что маленькое черное платье стимулировало развитие таких областей знаний и промышленности, о которых никто не мог подумать до его появления.
Чтобы носить маленькое черное платье женщины готовы сидеть на диетах (недаром же есть диета Little Black Dress Diet — специально для тех, кто желает носить маленькое черное платье) — это развитие пищевой промышленности в определенном направлении.
Необходимость хорошей кожи для этого платья вызвала целый бум в косметологии и парфюмерной промышленности.
Длина платья и связанное с ней требование к красоте ног немедленно стимулировало эпиляцию (представьте только волосатые ноги в сочетании с маленьким черным платьем, и вы поймете, кто озолотился после того, как Коко Шанель ввела в моду свое детище). Список можно продолжать долго.
Маленькое черное платье затрагивает все области жизни, начиная от содержимого холодильника и заканчивая автопромом.
Это платье — яркая иллюстрация к утверждению, что мода способна изменять жизнь цивилизаций. Маленькое черное платье не закончило свое победное шествие по миру. Оно продолжает изменяться и изменять нашу жизнь.