Независимые военные эксперты поделились с медиа-порталом Caravan.kz своими откровенными мыслями по этой болезненной теме без политики и оскорблений патриотических чувств представителей каждой воюющих сторон.
По утверждению военных экспертов, линия российско-украинского фронта не меняется уже несколько месяцев с тех пор, как армия РФ оставила Херсон и правый берег Днепра. В Украине идет «война на истощение». Ровно год за спиной. Но каков итог? Чем обусловлена относительная стабильность линии фронта, и когда эта ситуация может наконец-то измениться? Правда ли, что «война на истощение» выгодна как для Кремля, так и для стран НАТО, включая США и Германию с Турцией?
Президент РОО «Академия военных наук», доктор исторических наук, профессор военных наук Мухтар Серкпаев, как бывший военнослужащий — полковник в запасе, — предпочитает реалистичный взгляд, основанный исключительно на фактах.
— За восемь лет после аннексии Крыма Украина провела ряд серьезных укрепительных мер. Потому провести операцию по аналогии с Крымом и быстренько захватить другие территории суверенного государства у Москвы не вышло. В Актобе солдата-срочника до полусмерти избили в казарме: в части пытались скрыть ЧП
— Мухтар Омирсерикович, ровно год прошел с начала войны. Каков итог, на ваш взгляд? Чего каждая из сторон этого вооруженного конфликта добилась на сегодняшний день?
— В сети Интернет ночью кто-то запустил пост со словами: «365 дней войны — горькая ирония судьбы». Плачевные результаты войны — потеря генофонда, молодых ребят как России, так и Украины. Из различных источников следует, что Россия уже потеряла более 140 тыс. человек только погибшими. Первоначальная группировка ССО была около 200 тыс. человек Она уничтожена практически в полном составе. Со стороны Украины тоже огромные потери. Сейчас украинская армия, я считаю, и по техническому оснащению превосходит российскую, и по духу.
— Перелом в этой войне может наступить в ближайшее время? Или ядерная война взорвет остальной мир?
— Я думаю, что ядерная война не наступит. Во всяком случае пока не наступит. Но апрель, май, июнь в российско-украинской войне будут определяющими. Бои на всех направлениях будут ожесточенные. Они и покажут результат.
— Российская армия в итоге оказалась не такой сильной и мощной, как руководство РФ заявляло с экранов телевизоров?
— Скорее, нынешнее руководство этой армии оказалось не вполне профессиональное. Сами наблюдаете, как назначались генералы на высокие должности за последнее время. Не по профессиональным качествам военного стратега, а по личной преданности и лояльности. Такие генералы превосходно могут щелкать каблуками и выполнять команды, но абсолютно не подготовлены в военном плане и не умеют выигрывать войны. Им эта наука не дается.
— Какие уроки из всего этого необходимо извлекать Казахстану?
— Заботиться о военных кадрах в первую очередь. У нас ведь тоже некоторые генералы и полковники только и умеют красиво козырять: «так точно, никак нет». Но не в этом главное. Отстоять свою точку зрения перед Верховным главнокомандующим не каждый генерал способен. Для этого нужны ум и смелость. Подготовке военных институтов, я считаю, надо уделить должное внимание. Преподаватели ВИСВ, к примеру, жалуются, что оснащение кафедр не дотягивает до современного уровня. Денег в бюджете не хватает даже на принтеры и картриджи, не говоря уже о том, чтобы обеспечить аудитории и парки боевых машин современными образцами техники. Интернет не отвечает современным требованиям, а преподавателям надо ежедневно готовить учебный материал, обновлять источники, быть мобильными в информационном пространстве… Профессионализация армии должна идти на постоянной основе.
— Что конкретно предлагаете? Избавиться от солдат-срочников и набирать на воинскую службу исключительно по контракту более подготовленных мужчин?
— Ну конечно. Надо хотя бы по британской системе создать альтернативную службу. Пусть будут полугодичные учебные центры для подготовки мобилизационного резерва. Туда призывать юношей, а уже оттуда они сами примут решение о своей дальнейшей службе в армии. Наиболее способных брать на контрактную службу. Более серьезный подход должен быть в этом вопросе. "Украина сможет начать наступление уже этой весной": что происходит на войне
Мнения других военных экспертов во многом совпали
— Нынешние российские власти как будто живут в каком-то параллельном мире, в отрыве от осознания своих реальных возможностей, от реальных новостей с поля боя, принимая решения на основании неполной, а порой ложной информации, — говорит полковник в отставке Радмир Ракишев. – Я внимательно слежу за всем происходящим в Украине и в реальности вижу, что Россия с трудом выдерживает эту войну даже на том уровне, на котором ее выдерживает Украина. События в Херсоне и в Харьковской области показали, что даже с новыми волнами мобилизации путинская армия остается очень слабой и неподготовленной. Посмотрите на хорошо экипированных украинских солдат и на полураздетых и голодных российских. Небо и земля.
По мнению офицеров запаса, обе стороны уже достаточно сильно измотаны, но в Украине существует довольно сильная мотивация для победы – недопустимость территориальных уступок и необходимость возвращения территорий. Но Украине, чтобы как можно скорее начать контрнаступление, не хватает артиллерийских снарядов. По ситуации в Угледаре Россия по-прежнему ежедневно использует гораздо больше артиллерийских снарядов, чем Украина. Вторая проблема — превосходство в воздухе, без которого любое наступление крайне затруднительно. В конце концов все сводится к общевойсковому потенциалу, потому что для достижения успеха важны все составляющие вместе взятые. Третья проблема — традиция замалчивать плохие новости, опасаясь начальства. Очевидно, что Путин не любит получать плохие новости, российские генералы не хотят слышать о провалах, командиры полков ситуацию приукрашивают. И так происходит по всей иерархической цепочке в российской армии.
— Думаю, что война будет продолжаться еще долго, — рассуждает полковник в отставке Ахмет Алимжанов. — К переговорам пока никто из воюющих сторон не готов. За прошедший год отношение к России в украинском обществе стало гораздо более враждебным, чем до 24 февраля. Главное на сегодня – Украина смогла остаться суверенным государством, это уже ее победа. Да, возможно, в какой-то момент Украина будет так истощена этой войной, что ей придется признать невозможность возврата всех своих оккупированных земель. Когда это произойдет, и где в этот момент будет пролегать линия фронта – я не знаю. Из того, что мы видим, – если это и случится, то очень и очень не скоро, даже если ослабнет поддержка Украины со стороны стран Запада. Украинцы демонстрируют очень сильную волю к возврату своих территорий, и вряд ли мы в скором времени услышим с их стороны просьбы о мирных переговорах. По крайней мере до возвращения ими контроля над территориями, которые они контролировали 24.02.2022.