Лживая статистика по безработице приведет к феодализму в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лживая статистика по безработице приведет к феодализму в Казахстане

Лживая статистика по безработице приведет к феодализму в Казахстане

Сколько в Казахстане безработных? По официальным данным, уровень безработицы в марте этого года составил 5,1 процента. Это означает, что безработных зарегистрировано 462,7 тысячи человек. Вы этому верите? Я нет.

  • 26 Апреля 2016
  • 5003
Фото - Caravan.kz

Наша статистика не считает безработными тех, кто не работает, но работать желает. Есть какая-то категория людей, которые могут получить такой статус. Вместе с этим они получают пособие от государства, немного, но хотя бы что-то. Главное для такой категории – возможность учиться и получить специальность: по программе “Нурлы жол” безработных обучают и трудоустраивают.

Но есть и другая категория. Про них обычно и не вспоминают. Это такие неприкасаемые нашего разлива. Самозанятые. Половина из них живет в селе. У них может быть земля, но, скорее всего, они работают на дядю, став аналогом батрака. Другая половина живет в городах. Большая часть таких людей – торговцы на базарах. Они не платят налоги. Специально для них минфин изобрел упрощенную налоговую декларацию – патент.

Опять-таки, по официальной статистике, самозанятых у нас 2 миллиона 330 тысяч человек. И последние годы их число снижается: пять лет назад было 2 миллиона 700 тысяч. Это как бы говорит, что экономика в стране налаживается. Причем неплохими темпами. Но говорить об этом вслух нельзя. Тогда придется признавать, что самозанятые – это такие же безработные. А значит, им нужно платить пособия, обучать их.

Почему у нас такая низкая безработица? Официально, конечно. В той же Греции безработица больше 25 процентов. Нормальная ситуация: есть кризис – люди теряют работу. Всем видно, что людям плохо, надо им помогать. Кому помогать у нас? В хорошие годы безработных у нас 5 процентов, в кризис – 8 процентов.

Все просто. В статистике есть еще один показатель – уровень естественной безработицы. Он показывает, сколько людей не имеют или потеряли работу в связи с переходом на другое предприятие, закрытием компании или ищут работу. Такая безработица будет всегда, она не давит на экономику. Более того, если всех безработных заставить работать, то цены начнут быстро расти. Что тоже невыгодно. Для Казахстана уровень естественной безработицы – 4,9 процента. То есть почти 5 процентов, о которых и говорит комитет по статистике. Всё, что выше, – извольте пожаловать в самозанятые. Зато поддержание безработицы на естественном уровне говорит об эффективности развития Казахстана.

Что в итоге? Играя с цифрами самозанятых, комитет по статистике фактически занижает безработицу в стране. Из-за этого искажается картина всей экономики. Все-таки деньги в страну поступают и экономика налаживается, но мы этого не видим. И правительство своими успехами похвастаться не может. Сами себя обманываем.

Тот же комитет по статистике приводит данные по другим странам. В Европе самозанятых – 10–15 процентов населения, в Турции – 36, в Южной Корее – 27. Правда, там это люди, которые ставят себя выше, чем наемные рабочие. У нас наоборот – они мечтают найти постоянную работу. Так что минимум половину этих людей можно причислять к безработным. Тогда безработица в Казахстане будет уже не 5 процентов, а 13,6 процента. А это уже 1 миллион 200 тысяч человек.

Эти люди скрыты от официальной статистики. Они сегодня не платят налоги. Не платят пенсионные отчисления. Значит, завтра они не получат пенсию. Их будут кормить дети тех, кто налоги платит. Искаженная информация не позволяет нормально просчитать рынок в Казахстане – как он будет реагировать на изменения, что будет завтра? Погрешность – это риск. В расчетах он закладывается в цену. Получается, статистики залезают в карман ко всем, кто живет в нашей стране. И мы живем беднее, чем могли бы.

На неделе комитет по статистике опубликовал данные о потребности в кадрах на крупных и средних предприятиях. Меньше всего нужно людей на сельхозпредприятиях – 114 человек. При этом мы знаем, что доход на селе в 3 раза меньше, чем в городе. Это говорит, что село у нас деградирует. Каждый шестой ребенок из бедной семьи не оканчивает даже 7-й класс. Значит, он будет жить хуже, чем его родители.

Депрессивные села в стране уже перешли на натуральное хозяйство. Кто-то вообще перешел на охоту и собирательство, как при первобытно-общинном строе. Поэтому не удивляйтесь, если завтра из этого получится феодализм – с баями, биями, оброком и крепостными шаруа.