“Я делаю много покупок. Заметила, что в доме скопилось немало вещей, которыми я не пользуюсь, одежды, которую почти никогда не надеваю. Но когда захожу в магазин, не могу удержаться от соблазна, не могу остановиться… Страдает семейный бюджет. Может быть, я шопоголик?” .Айнура
Хотя в официальной медицине не существует диагноза “шопоголизм”, тем не менее зависимость от приобретения вещей, выражающаяся в навязчивом желании совершать покупки, подчас не очень нужные и в чрезмерном количестве, известна. И зависимость эта по форме своей ничем не отличается от любой другой зависимости, например, алкогольной или наркотической. Точно так же человек испытывает сильное влечение, которое не в состоянии контролировать: “Ну вот еще одну эту сумочку, только одно это колечко… Нет, еще и вот эту кофточку…”.
Конечно, последствия зависимости от шопинга куда менее трагичны, чем последствия пристрастия к алкоголю или наркотикам, но и она способна причинять вред не только бюджету, но и здоровью. Ведь беспечное отношение к бюджету ведет к долгам, а долги – к болезням! По данным исследований AOL Healfh, у хронических должников на 19 процентов чаще возникают проблемы с пищеварением, на 20 процентов чаще – боли в спине и на 29 процентов – головные боли. Долги – дополнительный стресс.
В чем же причина навязчивой потребности в необдуманных покупках? В том же, в чем и причина любой другой зависимости. Любая зависимость – это попытка справиться с депрессией. Иными словами, выпивая еще одну рюмку водки или покупая еще одну не столь нужную вещь, человек стремится поднять себе настроение, повысить самооценку, заполнить в душе брешь, образовавшуюся от недостатка любви, тепла, отсутствия наполняющих жизнь смыслом взаимоотношений. Предмет зависимости становится средством компенсировать отсутствие явственных целей в жизни, средством скрасить череду безрадостных серых будней… У каждого зависимого – свои собственные причины. Но в целом можно сказать, что каждый зависимый человек сильно не удовлетворен собой и своей жизнью. И купленные вещи, как и любой другой суррогат, не способны заменить то, что человеку действительно недостает. Поэтому обилие вещей не делает его счастливым и удовлетворенным. Он все равно “голоден” и подавлен, и потому вынужден делать новые покупки!
Заметим, что в былые времена, лет этак 15–20 назад, шопоголиков у нас практически не было. Но на рубеже XXI века мы, догоняя развитые капстраны, вступили в эпоху потребления с соответствующими ей ценностями. И вместе с возросшим благосостоянием приобрели и присущие обществу потребления болезни, одна из которых – “шопоголизм”.
Философию общества потребления, которая, незаметно прокравшись, прочно обосновалась в сознании многих, можно выразить примерно так: “Твоя ценность определяется тем, что ты имеешь”. Чем больше у тебя дорогих и престижных вещей – тем ты лучше. Поэтому приобретение есть главная цель жизни. Совершай больше покупок – и ты будешь счастлив!
Кроме того, человеку свойственно стремиться к самоутверждению. А основной способ самоутверждения в обществе потребления – это престижная покупка. “Надевая дорогой костюм, человек как бы посылает окружающим определенное послание. Сам акт покупки одежды и украшений превращается в мощное средство самоутверждения. Люди не просто покупают одежду, они покупают имидж. Пытаются создать внешний образ из костюма, прически, украшений и косметики – образ, который должен отражать их внутреннее “Я”, – пишет профессор Джим Пулер.
Но в реальности самоутверждение, основанное на внешнем имидже, оказывается очень ненадежным, а радость от новых покупок быстро проходит, и обещанное счастье не наступает. И мы снова впадаем в состояние подавленности и неудовлетворенности.
Как же преодолеть в себе “шопоманию”? В стратегическом плане, конечно, следует глубоко разобраться в себе. Понять: “А что же я хочу на самом деле? Чего же мне действительно не хватает для того, чтобы чувствовать себя счастливой?”. И, разобравшись, направить себя на обретение недостающего (а не на покупку очередной вещи). Задача эта непростая, но попытаться стоит.
В тактическом плане могут помочь следующие рекомендации:
1) Не ходите за покупками без плана. Составьте дома список вещей, которые вам действительно необходимы, и во время шопинга строго придерживайтесь его.
2) Возьмите за правило: увидев понравившуюся вам вещь, не берите ее сразу, дайте себе несколько дней подумать. Тогда вы поймете, действительно ли она вам так нужна.
3) Записывайте все, что куплено и по какой цене. Вид реальной картины своих трат действует отрезвляюще.