От многоводности на Сырдарье зависит состояние Аральского моря и нескольких озерных систем. Практически всё земледелие в области – поливное. Сырдарья – символ жизни в регионе. Не будет в ней воды, станет область одной сплошной пустыней.
Местные жители по поводу исчезновения воды в Сырдарье буквально истерят в соцсетях:
“Это конец…”.
“Жизнь останавливается?”.
“Кочевать отсюда надо”.
“Куда смотрит правительство, река же трансграничная?”.
“Где региональная власть? Она это видит?”.
Видит, уверяют местные чиновники.
– Начиная с сентября объем воды, поступающей из Шардаринского водохранилища в нижнее течение реки Сырдарьи, составлял 30 кубометров в секунду, – пояснил прессе руководитель областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Бауыржан ШАМЕНОВ. – Это и привело к резкому снижению уровня воды. В связи с этим акимат области направил предложения премьер-министру и в министерство экологии, геологии и природных ресурсов по проведению переговоров с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном по вопросу увеличения объемов сброса воды в низовья реки. А пока с вечера 18 октября из Шардаринского водохранилища в нижнее течение реки Сырдарьи сбрасывается 50 кубометров в секунду.
В полноводные годы в низовья Сырдарьи сбрасывалось в 10–15 раз больше.
Пытается обнадежить народ аким Кызылординской области Гульшара АБДЫКАЛИКОВА.
– Я прекрасно знаю, что у всех, особенно у крестьян, есть проблемы с водой, – сказала она на празднике, посвященном окончанию осенней страды. – Большие надежды возлагаются на национальный проект “Жасыл Қазақстан” по улучшению состояния водных объектов. Также в Кызылординской области начнется строительство водохранилища на протоке Караозек, которое будет собирать 775 миллионов кубометров паводковых вод.
Но пока воды нет, а социальное напряжение есть. Ведь многое в местной экономике завязано на наличии воды в Сырдарье, например, рисоводство, единственный сектор в АПК области, дающий существенную прибыль и работающий на экспорт. Не будет воды – замаячит на горизонте крах аграрных формирований, выращивающих рис, а также фирм, занятых в переработке, упаковке и продаже злака. Десятки тысяч жителей потеряют рабочие места. Еще мы имеем в связи с новой картиной на Сырдарье “чемоданное” настроение части населения, не желающего жить в регионе, который приходит в упадок. А в Кызылординской области и так чуть больше 800 тысяч жителей. И в дальней перспективе – новая катастрофа на Арале.
В минэкологии уверяют, что международные переговоры по воде Сырдарьи состоятся.
“В Таджикистане и Узбекистане вегетационный период продлится до конца октября текущего года, – говорится в сообщении, распространенном этим ведомством. – Поэтому вопрос поступления воды в Шардаринское водохранилище и увеличения объемов сброса воды в низовья реки Сырдарьи будет рассмотрен на очередном 81-м заседании Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии в ноябре. Там же подведут итоги вегетационного периода 2021 года по бассейну реки Сырдарьи и согласуют лимиты водозаборов государств и прогнозный режим работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в межвегетационный период 2021–2022 годов”.
“Водность реки Сырдарьи зависит от водохозяйственной деятельности на территории Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана и во многом определяется накоплением воды в водохранилище Токтогул в Кыргызстане, – пояснили в министерстве. – Нормой считается, когда на начало вегетационного периода накоплено около 15 миллиардов кубометров воды. Но на 1 апреля в водохранилище было только 8,7 миллиарда, что на 2,9 миллиарда меньше, чем в аналогичном периоде 2020 года”.
Токтогульское водохранилище входит в состав Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ. Сейчас оно перешло на энергетический режим, приток к Шардаринскому водохранилищу, расположенному в Туркестанской области.
На сегодняшний день Шардаринское водохранилище работает в режиме наполнения. Сброс воды из Шардаринского водохранилища (в низовья Сырдарьи. – Прим. авт.) будет увеличиваться по мере накопления воды.
КЫЗЫЛОРДА