Несколько химических заводов, урановые и золотоносные рудники, кожевенные производства работали интенсивно, повышая благосостояние страны и заодно — уровень вредных веществ в атмосфере.
Пятнадцать лет назад начался экономический спад.
В Таразе стало легче дышать, и хотя сотрудники территориального управления департамента по охране окружающей среды по Жамбылской области бьют тревогу по поводу увеличения автомобилей и бездумного отношения к природе при строительстве новых производств, до недавнего времени экологи не сильно волновались.
Озаботиться их заставили два факта — проект по разработке золотого месторождения в соседнем Кыргызстане и работы по профилированию бывшего суперфосфатного завода «Химпром» на металлургическое производства.
Не все золото, что блестит…
Этот вечный металл во все времена остается главной движущей силой и гарантом экономического роста каждой страны. В Жамбылской области золото в себе содержат пески Мойынкумского района, где имеются несколько золотых рудников. Богаты золотом и недра соседнего Кыргызстана.
Известно, что сегодня экономику нашего южного соседа стабильной назвать трудно — второй год ее сотрясают революции и политические скандалы. Поэтому все надежды этой страны возложены на иностранных инвесторов, которые охотно используют немощное ее состояние для пополнения собственного кармана.
Может показаться, что все это не должно волновать казахстанскую сторону. Однако вопрос, который обсуждался на общественных слушаниях по разработке медно-золоторудного месторождения «Андаш», которое находится в Таласской области Кыргызстана, всего в двух с половиной километрах от казахстанской границы, напрямую затронул интересы нашего государства.
Месторождение с экономической точки зрения перспективно: разведаны запасы 20 тонн золота и 70 тысяч тонн меди (примерно), открыто оно было еще в 1962 году. А разработки планируется проводить в верховьях реки Талас, которая протекает через всю территорию Жамбылской области. Кроме того, главные реки нашей области Шу и Аса, речушки и ручьи имеют истоки в горах Кыргызстана, где расположены все золоторудные предприятия соседней страны. Не стоит забывать, что все они находятся в сейсмоопасной зоне и способны в случае стихии нанести колоссальный ущерб окружающей среде.
У многих еще живы воспоминания о том, к чему привело 5 лет назад опрокидывание в озеро Иссык-Куль грузовика с цианидами — реактивом, необходимом в золотодобывающем производстве. Ущерб от последствия ЧП не возмещен и по сей день. В общем, повторение ситуации может стать причиной массового отравления всего живого не только в Кыргызстане, но и у нас — воду-то мы получаем из общих источников.
Словом, подобные проекты, согласно международным нормам, должны быть прозрачными и обсуждаться всеми заинтересованными сторонами. Тем более что Казахстан и Кыргызстан недавно стали участниками международной Конвенции Европейской Экономической комиссии ООН по оценке воздействия на окружающую среду трансграничных проектов.
Современные цены на медь и золото весьма привлекательные для разработчиков их месторождений ввиду высокой рентабельности этого производства. Положительную роль играет и близкое расположение населенных пунктов от будущих рудников.
Сами общественные слушания привлекли большое внимание представителей исполнительной власти, ученых-экологов, общественность области.
По словам главного эколога ОСОО «Андаш Майнинг Компани» Натальи Бушевец в технологиях нового проекта цианиды не используются, а те реагенты, что пойдут в дело, для живых существ не опасны.
Учтены также возможности сильного землетрясения — сооружения должны его выдержать. В «Андаш Майнинг Компани» уверены, что проект экологически безопасен, пульпопровод, по которому пульпа в хвостохранилище будет доставляться за 5,6 километров, по словам разработчиков проекта, выдержит любое сотрясение почвы.
Если с водой более или менее ясно и безопасно, то касаемо животного мира дела обстоят неважно. С началом разработки месторождения представителям фауны, обитающим в этом районе, придется мигрировать. Но куда? О казахстанском проекте создания рядом с будущим предприятием национального парка кыргызская сторона не знала. Ситуацию с животным миром в районе рудника экологи оценивают как непредсказуемую.
К вопросам, требующим двустороннего рассмотрения, отнесли организацию мониторинга и оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций, процедуры и механизмы компенсации в случае нанесения ущерба казахстанской стороне.
Ферросплавы вместо фосфора
Само по себе возрождение «Химпрома» для города и области имеет огромное значение. О том, что на месте, вернее — в существующих цехах и печах нашей бывшей большой химии — появится производство ферросплавов, говорилось на совещаниях разных уровней давно. Возобновление производства создает новые рабочие места, производит бюджетные отчисления, играет положительную роль в экономике. С другой стороны, горожан заботит другое — не повторится ли ситуация, когда роза ветров влияет на состояние здоровья астматиков, сердечников и маленьких детей?
Во времена интенсивной деятельности химпредприятий в городе были дни, когда названным категориям граждан не рекомендовалось выходить на улицу.
В этом отношении внештатный советник министра охраны окружающей среды РК по науке и перспективному развитию, президент Казахстанской палаты экологических аудиторов Андрей Корчевский заявил:
— Запуск металлургического завода гораздо менее опасен, чем работа предыдущего химического производства связанного с фосфором. Сокращение санитарной зоны с трех километров до одного позволит более жестко контролировать объект.
По его мнению, простаивание завода (вернее того, что осталось от «Химпрома» после оптимизации) экономических целесообразно и владельцы предприятия должны его реконструировать.
Проектная мощность нового ТОО оценивается в 85 тысяч тонн продукции, для чего будут запущены четыре печи, две из которых планируется запустить к лету текущего года, а в полную мощность предприятие начнет работать к 2008 году. Доход от реализации полученной продукции ожидается 60 млн. долларов США в год, объем инвестиций — 39,3 млн. долларов США. По плану проект окупится всего за четыре года.
Производство марганцевых ферросплавов развернется на промплощадке в шести километрах от городской черты. В трех километрах от нового предприятия находится поселки Танты и Чайкурук, в четырех — Костобе, в шести — Амангельды.
По предстоящим выбросам ситуация следующая: общий выброс 1550,9 тонны в год, твердых — 910,5 тонн, жидких и газообразных 640,4 тонны. Однако удельные выбросы при производстве ферросплавов почти в два раза ниже, чем при производстве фосфора.
На границе санитарной зоны, по заявлению представителей Химпром-2030, приземное количество загрязняющих веществ не будет превышать ПДК.
Воздействие на окружающую среду отходов нового предприятия оценила начальник отдела экологии ТОО «Центр охраны здоровья и экопроектирования» Наталья Франковская:
— Отвалы и накопители находятся на бросовых, непригодных к использованию землях. Площади, выделенные под отвалы твердых отходов, могут служить предприятию неограниченное время, так старые отвалы ликвидируются по мере реализации отходов потребителям или путем их переработки. Для предотвращения проникновения химических соединений в песчанно-галечные грунты, в основании всех накопителей выполнено противофильтрационное покрытие из глинобетона и пленки.
Дело в том, что производство ферросплавов предполагает наличие объемных твердых отходов. Но это не «мусор», а ценное сырье для разных отраслей народного хозяйства. Опасные же отходы при производстве ферросиликомарганца не образуются. На заводе планируется создать лабораторию метеорологической службы и сантехнического контроля окружающей природной среды.
Несмотря на предельно оптимистические прогнозы владельцев нового завода, начальник территориального управления Департамента охраны окружающей среды по Жамбылской области Ибрагим Алиев сделал несколько замечаний по поводу услышанного.
Правда, оговорился, что делает это «не как официальное лицо»… Он подверг критике неполную утилизацию мелкозернистых шихтовых материалов. А сокращение санитарной зоны с 3 до 1 километра он признал неосновательным поскольку «в границе существующей санитарно-защитной зоны отмечены техногенные загрязнения подземных вод и почвы».
Главный эколог области также считает, что в случае возникновения аварийной ситуации в работе пылегазоулавливающего оборудования возможны превышения предельно допустимых концентраций на границе санитарно-защитной зоны.
В общем, в представленных материалах не отражена комплексная оценка допустимого объема накопления, сроков хранения, и внедрения метода брикетирования для полного использования отходов производства.
Открытие еще одного промышленного предприятия — эпохальное событие для области, где в течение долгих лет наблюдался застой во всех производственных сферах.
Нам хорошо известно, как промышленные отходы влияют на тех, кто живет рядом. Но чтобы сделать здоровой экономику, необходимо жертвовать здоровьем людей. Как, например, в Китае, где 20 лет назад все силы были брошены на рост экономики и только сейчас стали думать об экологии.
Вот и в нашем регионе решили учиться на собственных ошибках…