Дети! Вы хозяева жизни! Вы! От вас, только что требуется?..
Все мы постоянно чему-нибудь учимся. Вот, в последнее время нас обучали рыночным отношениям и подлинной демократии. А ведь есть знания, которые человеку нужно обязательно получить в молодые годы. Именно для того, чтобы потом, будучи взрослым, он прилежно учился и соблюдению прав человека и принципам ведения цивилизованного бизнеса.
А, что для этого нужно? Правильно, — чтобы дети умели читать, писать и считать.
Все годы строительства суверенного Казахстана мы слышали о важности реформ в системе образования. И, самое смешное, они там периодически происходили. Только вот «на выходе» этих реформ всегда получался какой-то полуграмотный продукт.
Все это позволило новому министру образования г-ну Кулекееву, уже после 3 месяцев работы, заявить о кардинальной реформе, вверенного ему хозяйства. Что и говорить, решительный нам в этот раз попался министр!..
Несмотря на то, что г-н Кулекеев публично все больше говорит о проекте Концепции развития системы образования до 2015 года, — общественность, эксперты и политики ныне особо живо обсуждают тему объединения выпускных и вступительных экзаменов.
И это понятно: где он, 2015 год, и где 2004-й…
Пока, правда, дискуссия вокруг данного образовательного новшества еще не достигла громкого общественного резонанса. Но и это тоже понятно: просто еще не все родители выпускников поняли, через ЧТО придется пройти их детям меньше чем через 10 месяцев. А вот, как поймут. Тут уж, держитесь, г-н министр-реформатор! Да и депутаты, перед парламентскими выборами тоже молчать не станут.
Впрочем, надо признать, что сейчас в министерстве образования республики совсем не до этого. Там думают о годе 2015-м. А также о том, что, кроме единого экзамена в школах, и специальных тестов в вузах, надо повысить квалификацию преподавательского состава.
Ну, не нравится этот состав министру Кулекееву, и все тут.
Не нравятся нынешние преподаватели и простым людям. За некомпетентность, непрофессионализм, взяточничество.
Сегодня даже семья со средними доходами не всегда может удовлетворить причуды обучения их детей в некоторых частных школах и в большинстве университетов республики. Столь высоки и разнообразны там ставки «за знания». А ведь большинство семей в нашей республике еще не имеет средних доходов…
Подводить итоги поднятой темы естественно невозможно. Ведь официально новая реформа системы образования еще даже не началась. Но она обязательно начнется. И мы опять окажемся в зоне глобального эксперимента над детьми и родителями…
Кто сказал: «четвертая власть»? Шаг вперед, руки за голову!
А вот в информационном хозяйстве, не только министр новый объявился, но еще и ведомство свежее появилось. Когда министерство культуры, информации и общественного согласия, наконец-то разъединили, не знаю как кто, а журналисты поначалу обрадовались. Еще бы! Во-первых, теперь хоть стало ясно: кто и за что в этом ведомстве отвечает. Во-вторых, у нас появился собственный министр.
Но никто не знал: будет ли этот министр «отцом родным» журналистам, или станет он нам «отчимом злым»?..
Правда, некоторые эксперты сразу сказали, что «лакмусовой бумажкой» для новоявленных министерства и министра станет разбирательство с проектом закона «О СМИ». Проект этот, вроде бы, окончательно согласован в правительстве, и даже началось его обсуждение в парламенте. Но, вроде бы, именно из-за него поплатился своим креслом бывший министр информации.
А тут еще недавно и госсекретарь республики, ни с того ни сего, тоже решил усовершенствовать законодательство, регулирующее деятельность электронных СМИ. Дел у него своих мало…
Что же до нового министра — г-на Абдрахманова, то он мажлисменам сразу заявил, что не считает средства массовой информации — «четвертой властью». Видимо, он, вообще, плохо считает: ну, там 1, 2 ,3…, а дальше уже никак.
И это не ирония обиженного журналиста. А констатация факта. Во всем мире (особенно, в его цивилизованной части) СМИ — это 4-я власть, а в Казахстане отныне и благодаря г-ну Абдрахманову (бывшему, кстати, журналисту) — нет.
Как тут не вспомнить старинную сентенцию о том, что предают только свои?..
Известно, что меньше всего хочется говорить о своих проблемах. Но раз уж мы сегодняшнее заседание посвятили новообразованному министерству информации, — нельзя не сказать о том, что многие журналисты республики больше всего бояться, что оно будет, прямо по Оруэллу, — т.н. «Министерством правды». И тогда мы все будем вынуждены писать только то, что нужно властям.
Подобная перспектива, особенно перед парламентскими выборами, весьма и весьма приятна для некоторых жителей Астаны. Но очень губительна для казахстанского общества в целом. Потому что тогда оно начнет деградировать.
Помешать этому может новый закон о СМИ. Но его судьба и содержание нынче слишком ясны и туманны одновременно.
Конечно, один закон — это еще не панацея от всех журналистских бед. Но перспектива получать только одну правду, утвержденную в Астане, и слепо следовать ей, — лично меня, да и большинство работников казахстанских СМИ, — совсем не вдохновляет.
Только так оно и будет, если государство и в дальнейшем не откажется от уже испытанных методов борьбы за «чистоту» в кавычках информационных рядов.
И тогда совсем скоро мы только на кухнях сможем спрашивать друг у друга: «А чем, собственно, пресса суверенного Казахстана отличается от прессы, существовавшей в СССР?..».