Лучше меньше, да эффективнее - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+12 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лучше меньше, да эффективнее

Лучше меньше, да эффективнее

Несмотря на то, что официальной статистики за 2009 год еще нет, эксперты считают, что поступление заявок на выдачу разрешительных документов для строительства по сравнению с 2008 годом сократилась примерно на 30 процентов.

  • 29 Января 2010
  • 2039
Фото - Caravan.kz

На этом фоне особенно востребованными оказались внесенные изменения в ряд постановления правительства, которые регламентируют выдачу разрешительных документов в сфере строительства. Изменения в Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан были направлены, прежде всего, на сокращение сроков получения разрешительных документов и на оптимизацию в целом всего процесса.
Так, если выдача разрешений для строительно-монтажных работ ранее составляла 14 дней, то сейчас срок сокращен вдвое. Также среди полномочий Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Казахстана теперь появилась надзорная функция по исполнению норм прописанных в нормативно-правовых актах на местах.
Одним из наиболее существенных моментов по упрощению получения разрешения на строительство стало объединение в одну процедуру выдачу архитектурно-планировочных заданий и технических условий на подключение к инженерным сетям.
«Если раньше строитель, чтобы подключиться к воде, электричеству, канализации и т.д. должен был сам ходить по всем инстанциям и получать у них технические условия, то теперь все эти процедуры объединили в одну, и включили ее в процедуру получения архитектурно-планировочного задания, которое выдается в Управлении архитектуры и градостроительства, например, Алматы. Заявитель сдает туда документы, а уже Управление самостоятельно отправляет запросы в инженерные службы на предмет возможности подключение строящегося объекта к каждой службе.
Раньше сам заявитель-заказчик был вынужден бегать в каждую службу для получения и согласования технических условий. И только, собрав все это вместе, он сдавал все технические условия в Управление архитектуры и градостроительства
«, — рассказывает Антон Зиновьев, эксперт по вопросам улучшения разрешительной системы в строительной отрасли Проекта USAID по улучшению бизнес-среды.
Таким образом, инициаторы объединения процедур попытались «убить двух зайцев»: во-первых, сократить общий промежуток времени, который требуется для получения всех разрешительных документов. И, во-вторых, попытались снизить возможность коррупционности, устранить непосредственный контакт застройщика с инженерными службами.
«Как раньше выдавались такие заключения. Приезжает застройщик в инженерную службу, ему говорят — такой возможности нет, например, подключить к определенной точке по обеспечению электричеством. Но если застройщику все же нужно именно это место подключения, то ему предлагается произвести усиление точки за свой счет, но не на возвратной основе, как это предполагает закон, а на безвозмездной, или придумывается другая причина. А теперь Управление архитектуры и градостроительства берет функцию по получению разрешений у инженерных служб на себя, устраняя личный контакт застройщика с каждой из инженерных служб», — говорит эксперт Антон Зиновьев.
В свете борьбы с коррупцией стоит напомнить, что в рейтинге 2009 года международной неправительственной организации «Транспаренси Интернэшнл» Казахстан из 180 стран по уровню восприятия коррупции находится на 120-м месте, поднявшись на 25 мест по сравнению с 2008 годом.
Еще недавно получение технических условий и архитектурно-планировочных заданий занимало у застройщика, как минимум три месяца, причем при идеальном варианте, когда все документы соответствуют требованиям, и инженерные службы идут на контакт. Сейчас этот срок рассмотрения заявлений на выдачу архитектурно-планировочного задания и технических условий для проектирования объектов значительно сокращен, прописан в Постановлении Правительства Республики Казахстан № 425 и не должен превышать 8 рабочих дней. Эти сроки не распространяются лишь на некоторые объекты, которые тоже прописаны в Постановлении, но и по ним сроки составляют всего 15 дней.
Для дальнейшей оптимизации процесса получения разрешения на строительство в данный момент ведется работа с инженерными службами на предмет того, чтобы исключить возможность отказа застройщику. Сейчас в Постановлении прописано, что инженерные службы могут отказать заявителю в выдаче технических условий. Однако, причины отказа часто завуалированы — невозможность подключения инженерные службы определяют сами, часто с пространными формулировками.
«Мы сейчас хотим, чтобы в Постановлении была исключена возможность отказа, а предлагались другие, альтернативные возможности решения проблемы, — говорит эксперт. — А уж заказчик сам будет выбирать, к какой точке ему подключаться и делать ли доплату за подключение к наиболее удобной, но требующей дополнительных капиталовложений».
Кроме того, Агентством по делам строительства РК было сокращено количество всех документов, необходимых для получения разрешения на начало строительно-монтажных работ. В 2008 году этом список был сокращен до 6, а в декабре 2009 года — до 4 необходимых документов.
Если при получении разрешения на строительство проблем стало меньше, то при вводе объекта в эксплуатацию они существуют в полной мере. Например, чтобы ввести объект относящийся к технически сложным в эксплуатацию, нужно сначала провести приемку его Рабочей комиссией, а далее Государственной приемочной комиссией. В Рабочей комиссии порядка 10 членов, в Государственной — порядка 16. Причем в число 16 входят и те 10, которые уже участвовали в составе Рабочей комиссии. По сути они просто дублируют свою подпись, которую уже поставили в ходе приемки объекта Рабочей комиссией. А для застройщика-заявителя — это дополнительная трата времени, он должен съездить к каждому представителю Госкомиссии для утверждающей подписи.
Но и это еще не все, подписанный акт приемки объекта в итоге должен быть утвержден у заместителя акима города, курирующего строительство. По большому счету его подпись является формальной, так как он не присутствует на строительстве, не знает никаких нюансов и вообще, как говорится «не в курсе». Но на получение этой итоговой подписи по законодательству отводилось тридцать дней! Сейчас срок сократили до 7 дней, но все равно, лишняя трата времени. «В данном случае представляется уместным такую процедуру вовсе исключить. Это все особенно актуально, так как затягивание всех процедур влияет на формирование себестоимости строительства, естественно, в сторону увеличения. Каждый день на который оттягивается ввод объекта в эксплуатацию застройщик включает в себестоимость объекта, так как в это время вынужден нести определенные затраты», — резюмирует Антон Зиновьев.
Сегодня независимые эксперты совместно с Агентством по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Казахстана продолжают работать по вопросам улучшения процесса получения разрешительных документов в строительной сфере, чтобы предприниматель мог заниматься строительством максимально прозрачно и оперативно, причем делать это исключительно в правовом поле.