А увидишь в первый раз – так просто ахнешь. На боковой стене пятиэтажки в самом центре города, во весь размер ее стены изображен Абай. Окон или балконов на этой стене нет, так что теперь вместо кирпичей люди видят… На фоне заснеженных вершин – учтена местная специфика — белой юрты и лошадей старец с доброй мудрой улыбкой. В руках раскрытая книга. Рисунок на стене выполнен вовсе не схематично или аляповато. Это самая настоящая картина. Что-то похожее можно увидеть во многих местах Алматы, к примеру, а сейчас и в городах поменьше. Но совсем не в таком размере! Внизу слова знаменитого поэта, которые в вольном переводе – дословно перевести великого поэта невозможно — звучат как «живи честно».
Если подобные творения никого не удивляют в больших городах, то в рядовом райцентре, где пятиэтажек-то несколько штук, это просто шокирует. По-хорошему шокирует. Автором супероригинальной идеи стал местный акимат.
Наш собеседник – заместитель акима города Ушарала, курировавший этот проект, Айдар АБИШЕВ.
— Как родилась идея сделать вот такое? И сколько денег на этот «памятник» не пожалел акимат?
— Мой начальник аким Ушарала Максут Сайдильдинов, как-то сказал мне: нет ли знакомых, которые рисуют муралы – то есть большие картины на стенах? Я начал спрашивать у тех, у этих, и оказалось, что есть в Алматы художник Александр Романов, специализирующийся как раз на таких рисунках и довольно-таки известный в своих кругах. Он по образованию строитель, высшее образование имеет, практиковался в Германии. Ну и художник одновременно. Мы ознакомились с его работами, они всем понравились – не содержанием, конечно, а чисто по качеству исполнения. Возник главный вопрос: сможет ли совсем на другом специализирующийся художник, которому немногим более двадцати лет, изобразить великого Абая? Связались с ним от имени акимата, а он без лишних слов предлагает эскиз. Так как денег в бюджете предусмотрено не было, а идея, согласитесь, хорошая, начались поиски спонсоров. Пришлось побегать. Те, кому эти затраты вполне были по силам, говорили что-то вроде «да кому это надо». Но в конце концов нашлись два достойных человека, кому эта идея понравилась. Что интересно, они первым делом сказали: затраты не смущают, но чтобы нас нигде не упоминали. Я даже сумму, которую они отдали художнику, за аренду подъемника, электричество, не знаю. Знаю, что только краски ушло на триста тысяч тенге. Это учитывая, что художник согласился сделать свою работу в два раза дешевле.
— Я видел его работы в Интернете. Действительно потрясающе! И такая конкретная скидка – это патриотизм?
— Дело не совсем в этом. В Алматы он разрисовывает нижние части фасадов в основном, а здесь ему предложили всю стену пятиэтажного дома – сверху донизу. Ему самому было интересно попробовать. То, что требуется сделать изображение великого человека, а не какую-нибудь абстракцию, что так популярны в городах, Сашу не смутило. Его эскиз мы в акимате подробно обсудили, он всем понравился, всего лишь внесли некоторые изменения – например, фоном предложили сделать горы. Символ нашего района.
— А как вообще чисто технически можно нарисовать самую настоящую картину во всю стену не маленького, а все-таки пятиэтажного дома?
— Сперва он на подъемнике всю стену делит на квадраты и нумерует их. С земли эта разметка не видна. Стену фотографирует и на своем планшете накладывает эскиз на эту разметку. Поднимается на подъемнике и видит, в каком именно квадрате нужно рисовать глаз, к примеру. То есть ошибиться или, может быть, волю фантазии дать совершенно невозможно. Там, где сделан контур, и нужно скорее красить, чем рисовать, он использует обыкновенный краскораспылитель. Для тонкой работы есть специальный, так сказать, пистолет.
— И сколько лет продержится этот шедевр?
— Саша всю картину покрыл лаком и дал гарантию на этот и следующий год. А потом – краска есть краска…