Ловушка нищеты. Какие уроки должен извлечь Казахстан из расовых беспорядков в Малайзии - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ловушка нищеты. Какие уроки должен извлечь Казахстан из расовых беспорядков в Малайзии

Ловушка нищеты. Какие уроки должен извлечь Казахстан из расовых беспорядков в Малайзии

В мае 1969 года в Малайзии вспыхнули расовые беспорядки: аборигены малайцы громили лавки и предприятия, принадлежащие китайской диаспоре.

  • 25 Января 2017
  • 6799
Фото - Caravan.kz

В Англии – бывшей метрополии – сказали: мы же вас предупреждали. Без внешнего управления Малайский союз жить не сможет. Слишком много противоречий. Малайцы ленивы и беззаботны. Вот китайцы предприимчивы. Индийцы прилежны и дисциплинированны. Как вы будете жить? Но вы же захотели свободы. Ну и ешьте полной ложкой…

Погромы на самом деле вспыхнули на национальной почве. В это время малайцев в стране было чуть больше половины населения – 55 процентов, китайцев – треть, и еще 10 процентов – индусы. Китайская ассоциация Малайи – китайская партия – умудрилась получить большинство голосов в парламенте. Во время празднования победители поносили местных, которые не смогли объединиться. И те не выдержали.

Беспорядки “разбудили” лидеров правительства и оппозиции. В ходе совещаний они пришли к выводу: экономическое неравенство между представителями различных рас было важной причиной ухудшения отношений между ними. Ликвидировать этнические, языковые и культурные различия было нельзя, но преодолеть экономическое неравенство было можно.

Дело в том, что титульной нации принадлежало только 2,4 процента национального богатства. Иностранцы – в основном англичане – владели 63 процентами, китайцы и индусы – 34 процентами богатства. Местные были фермерами, владельцами мелких каучуковых плантаций. В руках китайцев были вся розничная торговля и транспорт.

Политические лидеры создали Временный национальный оперативный совет. Он изучил причины экономического неравенства. И разработал Новую экономическую политику для более равномерного распределения богатства. Идея состояла в том, чтобы сделать малайцев богаче, не делая представителей других рас беднее, не отнимая их имущество, добиться равенства в богатстве, а не равенства в нищете. Доля малайцев в национальном богатстве должна была увеличиться до 30 процентов, немалайцев – до 40 процентов, иностранцев – уменьшиться с 63 до 30 процентов. Срок реализации программы – 20 лет.

Цели нэпа были понятны. Методы и пути их достижения – нет. Сначала начали раздавать земли. Но малые наделы не позволяли разбогатеть. Затем были созданы Bank Malay (для облегчения малайцам доступа к капиталу) и Народный доверительный совет, занимавшийся развитием мелкого бизнеса. Все это было хорошо, но мало.

Правительство быстро поняло, что малайцы не умеют обращаться с деньгами, не умеют работать, малограмотны, не обучены. Только 5 процентов имели профессиональную квалификацию. Главными элементами нэпа стали образование и профессиональная подготовка малайцев. Чтобы дать хорошее образование всем, и горожанам, и крестьянам, были построены и укомплектованы квалифицированными учителями школы.

Резко увеличили число стипендий для получения среднего и высшего образования. Упор делался не только на подготовку специалистов с академическим образованием, но и на профессиональное обучение простых людей. Были созданы многочисленные центры подготовки механиков, ремесленников и квалифицированных рабочих. Молодежь обучалась ремеслам в соседних государствах.

Проложить дорогу в бизнес решили и административным путем: все компании, выходившие на фондовый рынок, 30 процентов акций выделяли “титулярным” малайцам. Для покупки акций банки выдавали специальные кредиты. В 1978 году были созданы Национальная акционерная корпорация (НАК) и Национальный инвестиционный фонд (НИФ) – они покупали и перераспределяли бумаги компаний среди малайцев. К концу 1990 года почти 2,5 миллиона малайцев приобрели акции НИФ. Если человек не может стать хозяином своего бизнеса, он должен стать совладельцем чужого.

К середине 1980-х годов, в завершающий период нэпа, наконец выросла прослойка талантливых руководителей-малайцев, которые были способны управлять коммерческими предприятиями. Все это время рост экономики в среднем был 6,5 процента в год – один из лучших результатов в мире. Аграрная страна превратилась в индустриальную. И вошла в ряд азиатских драконов. После завершения нэпа Малайзия перешла к обычной практике поддержки бизнеса без учета национального признака…

История “малайского тигра” поразительно напоминает нашу ситуацию. Сегодня мы сталкиваемся с теми же проблемами, которые были в этой далекой стране. Если убрать фактор диаспор. У нас бедны и богаты все, независимо от цвета кожи и разреза глаз. У нас нормальные системы здравоохранения и образования. В этом гораздо легче.

Для успешной реализации государственной программы нужно (1) ставить простые, (2) достижимые и (3) измеримые цели, (4) иметь терпение и (5) желание их достичь. (6) Программы должны быть корректируемы, если они неэффективны. Проблемы у нас именно с этим. Не закончив программу СИИР, мы начали ФИИР. Сами программы включают в себя множество отраслевых подпрограмм, которые тоже не реализуются. И их эффективность тоже не всегда очевидна.

Главная проблема любой развивающейся страны – ловушка нищеты. Низкий уровень дохода населения не позволяет сберегать деньги, которые нужны для инвестиций. Без которых невозможен экономический рост. Этот порочный круг можно разорвать, увеличив темп роста накопления капитала, подняв уровень инвестиций до 10 процентов ВВП. Тогда будет рост дохода. Внутренние источники могут в этом помочь. Но такие действия обойдутся ростом инфляции. Эту задачу пока не могут решить ни правительство, ни Нацбанк. Определяйтесь, иначе опоздаем.

Алматы