Стоит только вспомнить, как переживалось это событие в памятную дату 4 февраля 2009 года, – мороз по коже пробирает. И хотя тема повторной девальвации витала в воздухе все последние два года, сейчас ожидания усилились еще более, пишет «Литер». Предпосылки для этого есть, уверены посетители отечественных интернет-форумов, которые подогревают упаднические настроения с завидным упорством. Во-первых, в качестве довода предлагают недавнее заявление международного рейтингового агентства Moody’s.
Последние еще в декабре прошлого года заявили, что если Казахстан и Украина не прекратят искусственное поддерживание собственной валюты по отношению к доллару, то их ждут большие проблемы вплоть до снижения странового рейтинга. Во-вторых, тот факт, что за последние недели курс доллара в обменниках прыгнул на 3 тенге вверх. Если до нового года доллар стоил 145, то сейчас – 148. Впрочем, знающие сразу отмели связь между первым и вторым фактором, поскольку они взаимоисключающие.
Есть прогнозы и менее аргументированные. Некоторые говорят, что нам стоит ждать падения курса тенге после выборов в мажилис (то же самое звучало во время выборов президента РК). Другие считают: кончится отопительный сезон – и цены на нефть поползут вниз. А в действительности стоит ли нам ждать девальвации в предстоящем году, и какие экономические факторы могут способствовать падению национальной валюты?
Хочется напомнить, что в истории независимого Казахстана национальную валюту девальвировали два раза – в 1999 и 2009 годах. И в первый и во второй раз она была очень болезненно воспринята населением в отличие, скажем, от девальвации рубля в 2009 году, так как в России она была постепенной, что, конечно, сберегло кошельки и нервы россиян, но эффективность монетарных мер значительно снизило.
Если проанализировать те предпосылки, которые предшествовали девальвациям 1999 и 2009 годов, и попытаться составить список сигнальных маяков, то получается весьма интересная и одновременно поучительная картина.
Во-первых, это цена на нефть. Как известно, нефть в этом году бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. В течение 5 месяцев 2011 года цена нефти марки Brent не опускалась ниже 100 долларов за баррель, показав при этом максимальное значение 115,01 доллара (сейчас она стоит 112 долларов за баррель). Нефть, как известно, наше все, а значит, мы находимся в серьезной зависимости от ее котировок. И в связи с этим стоит вспомнить, что происходило с ценами на данный энергоресурс в знаковые годы.
В 1 квартале 2009 года, когда Национальный банк провел девальвацию и перешел к фиксированному курсу тенге, средняя стоимость нефти составляла 45,4 доллара за баррель; в 4 квартале 2008 года – 57,1 доллара за баррель. То есть цена нефти значительно снизилась в течение 1 квартала, после чего регулятор обвалил курс национальной валюты на 25 процентов.
Следующий фактор – это платежный баланс. Во время февральской девальвации 2009 года сальдо текущего счета платежного баланса было в отрицательных диапазонах. То есть объем импорта превышал объем экспорта в денежном выражении. Более того, отрицательным сальдо было еще в 4 квартале 2008 года.
Еще один фактор – это индекс реального эффективного обменного курса (РЭОК). Его на регулярной основе рассчитывает Национальный банк. Примечательно то, что во время последней девальвации в 2008 году с августа РЭОК имел положительный прирост в своем значении, то есть это свидетельствует о том, что тенге реально дорожало к валютам своих основных торговых партнеров, то есть укрепление тенге опережало по темпам укрепление валют 24 стран мира. Анализ данного показателя в разрезе стран СНГ также свидетельствует о менее выгодных условиях торговли казахстанских товаропроизводителей по сравнению с производителями из стран СНГ и в особенности с Россией. Так что к данному показателю нужно отнестись очень внимательно. Тем более что с июля 2010 года РЭОК только увеличивается по отношению к валютам стран СНГ.
Интересным показателем является уровень долларизации экономики. Скорее даже то, что толкает экономических агентов к переводу денежных средств в иностранную валюту. Долларизация выражается концентрацией депозитов в свободно конвертируемой валюте (СКВ) в банках второго уровня. На сегодня банки взяли курс на поднятие ставок вознаграждения по депозитам в СКВ. В течение октября и ноября средние ставки по таким вкладам превышают ставки по тенговым депозитам для населения. Банки хотят видеть у себя больше иностранной валюты, что, конечно, может отразиться на девальвационных настроениях в стране.
Таким образом, нам следует бить во все колокола своего тенгового запаса, если одновременно будут наблюдаться вышеописанные факторы. А именно: снижение цен на нефть, причем в течение 1–2 кварталов, отрицательное сальдо платежного баланса в течение 1 квартала, увеличение индекса РЭОК, как минимум, в течение двух кварталов и долларизация экономики. Весь этот букет экономической нестабильности может привести к девальвации в 2012 году. К счастью, пока ни один из вышеперечисленных факторов места не имеет. А значит, вопрос, быть девальвации или не быть, имеет однозначный ответ: пока нет.
Источник: Евгений Кочетов, «Литер», Астана