Литература превратилась лишь в инструмент для развлечения - писатель Карина Сарсенова - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Литература превратилась лишь в инструмент для развлечения - писатель Карина Сарсенова

Литература превратилась лишь в инструмент для развлечения - писатель Карина Сарсенова

Как стать писателем или поэтом? В каком учебном заведении дозревают сейчас, как вопрошал Михаил Булгаков устами своего персонажа Фагота, будущие авторы “Дон Кихота”, или “Фауста”, или “Мертвых душ”? Где они, новые Сервантесы, Гёте и Гоголи? И почему в Казахстане, да и во всем мире число любителей чтения с каждым годом неумолимо сокращается?

  • 29 Октября 2019
  • 525
Фото - Caravan.kz

Свой взгляд на ситуацию, сложившуюся как в современной литературе, так и вокруг нее, читателям “КАРАВАНА” изложила поэтесса, писатель, сценарист, продюсер и психолог Карина САРСЕНОВА.

Бегемот тоже может быть музой!

– Скажите, кто родился сначала – поэтесса Карина Сарсенова или Карина Сарсенова – прозаик?

– Знаете, первой была поэтесса. Когда мне было 5 лет, мы с мамой жарким июльским днем отправились в зоопарк. И там я увидела бегемота. Он произвел на меня очень сильное впечатление: я не сразу смогла понять, где у него голова, пока он не открыл пасть. Помню, первое в жизни четверостишие сложилось классическим четырехстопным ямбом, когда мы уже возвращались домой. Про бегемота.

А писать прозу стала благодаря поддержке и наставничеству известнейшего казахстанского ученого Павла Иустиновича МАРИКОВСКОГО. Я хотела быть энтомологом, собирала насекомых. Познакомил нас мой дед – Жарас Омарович ИБРАШЕВ, который является основоположником школы дипломатии и международных отношений в Казахстане. Читая книги Мариковского, я потом стала описывать и свои впечатления. Затем поступила на подготовительные курсы на биофак МГУ. Но испугалась химии, физики и высшей математики. В итоге сбежала оттуда и пошла в психологи.

– В каком жанре вы пишете?

– У меня несколько направлений. По мнению жюри фестиваля фантастики “Созвездие Аю-Даг”, который проходил в 2013 году в Крыму, я создала новый жанр – неоэзотерическая фантастика. Это если речь идет о художественных произведениях. Если нет, тогда это неоэзотерика. Кроме того, я основатель и генеральный продюсер театра мюзикла “Триумф”. Поэтому иногда пишу пьесы, работаю в области драматургии.

Являясь профессиональным психологом и психотерапевтом, я написала уже более 15 психологических портретов на крупнейших исторических личностей, таких как Сталин, Берия, Гитлер, Дёниц, Черчилль, для книг российского писателя-историка Алекса Бертрана Громова.

В РФ меня давно считают своим писателем.

Мне очень интересно работать как фантасту в разных жанрах. Каждый раз – другая тема.

– Вас издавали за границей?

– Да, в Китае, во Франции.

Литература деградирует

– Я так понимаю, в детстве вы любили читать?

– Да, много читала Чехова, Достоевского. Считаю, что именно любовь к книгам способна проявить у людей талант писателя. Никакие курсы, никакая литературная школа не помогут, потому что писатель должен родиться изнутри. Через процесс чтения. Вселенная поэта

– Как вы оцените ситуацию, которая сложилась на литературном поприще в Казахстане и на просторах бывшего СССР?

– На всё надо смотреть в разрезе времени, эпохи, политики, запросов, потребностей. Литература ведь всегда отражает действительность. Сейчас мы видим победу капитализма по всем фронтам, и людям дают возможность читать лишь те книги, которые их развлекают. Или же внушают, будто дают инструмент, с помощью которого они тоже станут богатыми, счастливыми, здоровыми и успешными. Хотя, с моей точки зрения, это чистой воды коммерция. На самом деле такие книги не позволят изменить себя полностью. Просто вы что-то узнаете на поверхностном уровне – не более того. И, как правило, человек не умеет даже эти знания применять на практике.

– Вы хотите сказать, душу не затронут?

– Не затронут, нет… К сожалению, сейчас век потребления, и мир меняется с феноменальной скоростью. Наши запросы внушаются нам СМИ тоже с огромной скоростью, через ту же рекламу.

Человек забывает себя, он разучился слышать и слушать.

Литература превратилась лишь в инструмент для развлечения. Она заставляет людей мыслить очень поверхностно и понуждает их гнаться за какими-то айфонами и прочей ничего не значащей атрибутикой.

– Сейчас не до Достоевского, значит?

– Увы, те времена, когда был популярен Достоевский, давно прошли. Тогда люди могли уединиться, вдумчиво прочитать его произведения, а потом спокойно, не торопясь всё осмыслить и обсудить с друзьями или родными. Теперь всё по-другому. Но и сегодня можно предложить читателю какие-то серьезные темы, если вложить их в развлекательный сюжет. В этом я вижу выход из ситуации. Однако мне кажется, что в общемировом масштабе литература деградирует.

– А у нас?..

– В отличие от многих тех, кто дружно критикует казахстанскую литературу, считаю, что нам есть куда расти. Мы можем сравнивать литературу европейскую, американскую, российскую и произведения авторов стран СНГ, литературу стран Ближнего Востока и выбирать свой путь развития.

Современная литература Казахстана – очень молодая. Мы не будем касаться, например, Абая или Олжаса Сулейменова – это легенды из другой эпохи.

Не слушайте критиков!

– Думаю, не надо впадать в критиканство, – продолжает Карина Сарсенова. – Взять, например, годовалого ребенка, который только учится ходить. Если вы будете на него все время кричать и шлепать по попе, когда он оступится, малыш у вас никогда не пойдет, а все время будет ползать. Казахстанскую литературу надо поддерживать! Поэтому, как президент жюри Евразийской международной премии, я иногда отстаиваю эту точку зрения перед нашим организационным комитетом и коллегами. Считаю, что надо награждать авторов. Наша премия смотрит на тему, а не на стиль. Если эта тема помогает людям выйти из каких-то сложных жизненных ситуаций, мы дадим человеку премию! И не посмотрим, насколько хорош текст. Ведь стиль – это не главное.

– Что вы посоветуете молодым казахстанским писателям?

– Надо четко понимать, что продажей своих книг в Казахстане вы ничего не заработаете. Даже в огромной России всего три писателя зарабатывают на своих произведениях. А большинству авторов это не удается. Поэтому пишите просто в свое удовольствие. Можете сходить на литературные курсы.

– Как начать писать? Большой писатель и оригинальный мужик: несколько интересных историй из жизни Абдижамила НУРПЕИСОВА накануне его 95-летия.

– Во-первых, надо определить тему, в которой вам есть что сказать читателю. И не важно, сколько вам лет. Если, допустим, вы пишете в стиле фэнтези, вашими читателями в основном будут подростки. И не слушайте никого! Помните, в большинстве случаев критика не бывает конструктивной, 99 процентов критикуют от зависти. Это я как психолог говорю. Кстати, даже в России института критиков, литературных обозревателей почти нет, остались только единицы в Санкт-Петербурге и Москве. У нас же, в Казахстане, по большому счету, их вообще нет. Те, кто называет себя таковыми, вряд ли ими являются.

Ну не может человек быть одновременно критиком и в литературе, и в театре, и в изобразительном искусстве! Это просто люди, которые наполнены очень большим внутренним страданием. Они хотят выплеснуть его наружу.

Поэтому пишите как можно больше. Творите в стол, публикуйтесь в Интернете, если есть возможность, издавайте печатные варианты ваших книг. И ничего не бойтесь!

Алматы