По итогам мая этого года официальный уровень безработицы в Казахстане составил 6,7 процента от численности экономически активного населения. Безработными официально считаются 568 тысяч человек.
Реальная зарплата труда тоже снизилась – на 1,6 процента. Хотя экономический рост вроде как продолжается и по планам должен составить не менее 5 процентов по итогам года.
Но на самом деле обещанные проценты роста – не более чем средняя температура по больнице. Высокие цены на нефть и зерно приносят деньги крупным компаниям и бюджету, но это слабо влияет на положение основной массы населения. Малый и средний бизнес, который кормит не менее половины жителей республики, сегодня переживает нелучшие времена, последствия которого, по прогнозам аналитиков, скажутся уже в ближайшие месяцы в виде скачка безработицы.
Например, в Алматы 83 процента малых и средних предприятий имеют в своем составе менее 6 человек, 7 процентов – менее 10 человек. Именно такие микрокомпании сильнее всего пострадали от обострившейся конкуренции. 77 процентов всех зарегистрированных ТОО и более половины частных предпринимателей показали убытки уже по итогам прошлого года. По данным на конец мая, объем производства в южной столице за год сократился на 8,4 процента. Розничный товарооборот за это же время упал на 12 процентов. На 25 процентов уменьшилось производство оборудования, вдвое сократился выпуск кирпичей и строительных материалов, на треть – изделий из цемента.
Ввод жилья составил лишь 65 процентов от показателя мая прошлого года. По мнению экспертов, из 100 тысяч занятых в строительном секторе Алматы на улице оказались не менее половины. А из оставшихся лишь каждый пятый избежал снижения зарплаты.
Непривычно пусто сегодня на строительных рынках Алматы. Много контейнеров закрылось. Вплоть до середины июня торговцы держали цены, надеясь на лучшее, но потом дружно начали “сбрасывать” товар. Из-за отсутствия спроса цены на песок, глину, щебень упали в сравнении с летом прошлого года вдвое. Подешевел кирпич, продавцы пиломатериалов толпой бегут за редкими покупателями, наперебой снижая цену. Цемент, тонну которого в прошлом году продавали за 25–27 тысяч тенге, теперь отдают за 21 тысячу. Упала даже стоимость доставки, несмотря на рост горючего.
В наиболее бедственном положении оказались бригады узбекских гастарбайтеров, занимающихся отделкой и строительством.
Кризис усилил конкуренцию, и теперь строители идут на явный демпинг. Например, строительство двухэтажного кирпичного дома площадью 100 кв. метров с подвалом в черновой отделке обойдется всего в 10 тысяч долларов. Каркасный одноэтажный дом “под ключ” – с кафелем и левкасом – обойдется вдвое дешевле. При таких ценах, с учетом платы рабочим (обычно около 300 долларов в месяц), подрядчик может заработать на заказе не более 2–3 тысяч долларов. Для местных бригад, расценки которых обычно выше, в этих условиях места на рынке просто не остается.
Комментарий
Исполнительный директор портала Rabota.kz Оксана Новикова:
– В последние полгода поток резюме в нашу базу данных сильно вырос. Если год назад поступало 100–150 резюме в день, то сегодня ежедневно присылают по 250–300. А вот вакансий стало меньше.
Больше других от кризиса пострадала строительная отрасль, но строительные рабочие, как правило, не размещают свои вакансии в Интернете. И нам гораздо заметнее обвал в финансовом секторе. Могу сказать, что, судя по размещенным резюме, серьезные сокращения прошли практически во всех банках. Число вакансий от финсектора также резко сократилось, хотя еще в прошлом году структуры этой отрасли были нашими основными клиентами. Заметно, что компании стали экономить на подборе персонала. Если раньше они поручали это специализированным фирмам, то теперь стараются обходиться своими силами. В объявлениях о вакансиях резко сократилось предложение бонусов и соцпакетов. Теперь работник, как правило, может рассчитывать только на оклад.