Лишение свободы, но не прав - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+14 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лишение свободы, но не прав

Лишение свободы, но не прав

В конце прошлой недели в Алматы прошел круглый стол на тему "Общественный контроль и предотвращение пыток в местах предварительного заключения и лишения свободы в Казахстане: проблемы и пути решения".

  • 13 Июня 2007
  • 1142
Фото - Caravan.kz

Вопрос развития и введения общественного контроля мест лишения свободы был инициирован Международной Тюремной реформой в сентябре 2003 года при поддержке Центра ОБСЕ и Правительства Великобритании.
И, уже начиная с 2004 года, по согласованию с Министерством юстиции осуществляется регулярный общественный мониторинг следственных изоляторов в ряде областей Казахстана на предмет изучения условий содержания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения.
Все это, в конечном счете, отражается в отчетах. Так, на круглом столе были выслушаны выступления начальников закрытых учреждений разных областей нашей страны.
Как отметил вице-министр внутренних дел Республики Казахстана Алик Шпекбаев, важность миссии проведения мониторинга мест предварительного заключения и лишения свободы заключается в неукоснительном следовании и соблюдении прав человека.
Рэчел Стоукс, руководитель Департамента Информации и исследований головного офиса PRI (Международная Тюремная Реформа) вывела своеобразную формулу возникновения почвы нарушения конституционных прав человека в местах лишения свободы.
«По всему миру увеличивается количество тюремного населения. По официальной статистике на январь 2007 года количество общего тюремного населения достигло 9,25 млн. человек. В целом, этот показатель вырос на 12%. Увеличение тюремного населения привело к перенаселению в тюрьмах. В силу разных обстоятельств с каждым годом условия существования ухудшаются, в том числе, и санитарные. Приведу тот факт, что в большинстве мест лишения свободы отсутствует перегородка, отделяющая туалет от общей камеры. Стресс и напряжение, которые возникают приводят к возникновению агрессии, причем как со стороны работников тюрем, так и со стороны самих заключенных», — пояснила она.
За 2006 и первый квартал 2007 года органами прокуратуры было проведено 3477 проверок, в ходе которых выявлено 197 нарушений конституционных прав осужденных и арестованных при общем числе 4490 нарушений законности.
В целях их устранения этих нарушений прокурорами внесен 1891 акт прокурорского надзора. Как стало известно в ходе круглого стола, по результатам таких проверок к ответственности было привлечено 1208 должностных лица. Возбуждено 45 уголовных дел в отношении осужденных и 12 — сотрудников пенитенциарных учреждений.
«Мы делаем все, чтобы к правонарушителям, в том числе и к полицейским, были применены меры реагирования», — сказал Есенгельды Кенжетаев, начальник Управления по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
В 1998 году Республика Казахстан ратифицировала один из основных международных документов — Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, и как государство-участник Конвенции, Казахстан несет обязательства, предусмотренные этим договором. Это означает, что в соответствии с 1 частью второй статьи конвенции ООН против пыток, Республика Казахстан должна предпринимать эффективные предупреждения пыток и жестокого обращения на любой территории под его юрисдикцией.
Мадина Джарбусынова, Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Республики Казахстан, перечислила ряд документов, к которым присоединилась наша страна.
«Следует подчеркнуть, что Казахстан — участник основных международных договоров. Так, первым таким документом, к которому присоединилась наша страна, в 1994 году слала Конвенция о правах детей. Первичный доклад Республики Казахстан по реализации Конвенции ООН был заслушан в мае 2001 года на заседании Комитета против пыток. Хочу выделить, что прежде чем присоединиться к тому или иному международному документу, мы тщательно проводим анализ применимости и адекватности его на территории нашего государства», — заметила она.
В сегодняшней работе над совершенствованием законодательства активно принимают участие НПО. Но как сказал один из представителей неправительственных организаций, из 15 рекомендаций во внимание приняли только 3.
В целом серьезные изменения в Уголовном Кодексе РК, по мнению заместителя Посла Великобритании в РК Кэтрин Иглхерн, были достигнуты в результате работы Международной Тюремной реформы.
«Был создан общественный совет по контролю по содержанию заключенных. Это большой и хороший шаг вперед. Правительство Британии приветствует ратификацию правительственных служб Казахстана Конвенции ООН «Против пыток». Нам хочется надеяться, что теперь Казахстан ратифицирует факультативный протокол к этой конвенции. Это позволит осуществлять общественный контроль не только в тюрьмах, но и в СИЗО. А это, в свою очередь, приведет к сокращению количества применения пыток в Казахстане, и еще раз показать приверженность РК к международным стандартам», — заметил посол Великобритании.
На сегодняшний день общественный мониторинг всех видов мест лишения свободы является одним из эффективных механизмов борьбы с нарушением конституционных прав человек.
По мнению всех заседавших, деятельность правоохранительных органов, администраций исправительных учреждений должна быть известна общественности. С этим согласны и те, кто стоит у руля правления подобных госорганизаций.
Как заметил начальник следственного изолятора г. Алматы: «Когда наш изолятор попал в число заведений, где будет проводиться мониторинг, мы очень боялись того, что проверка найдет ошибки, пробелы в нашей работе. Но, в конечном счете, этот проект стал хорошим сотрудничеством. У нас даже появилась идея проведения тренингов для начальников следственных изоляторов».
Объясняя необходимость мониторинга мест лишения свободы, Ассоциация по предотвращению пыток и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) отметили, что именно там существует неравенство в отношениях между лицом, осуществляющим содержание под стражей, и лицом, содержащимся под стражей.
И это неравенство должно быть постоянным надзором органа, уполномоченного вмешиваться в случаях злоупотребления властью.
Такие механизмы контроля позволяют снизить степень риска жестокого обращения и регулировать применение любых чрезвычайных мер к лицам потерявшим свободу, но не лишившихся при этом части общегражданских прав.