Так чиновники от образования решили проверить качество знаний у учащихся и начать бороться с махровой безграмотностью.
Пятерка — это та же двойка?
Результаты тестирования абитуриентов при поступлении в вузы в этом году потрясли всех более-менее образованных людей. Они оказались рекордными по двойкам и колам: одна треть поступающих получили двойки. 40 процентов — получили тройки. 30 процентов выпускников не смогли набрать даже пороговые 40 баллов. То есть показали знания ниже двойки. Среди тех, кто оказался «ниже плинтуса» — 834 ученика имели аттестаты особого образца, значит, слыли чуть ли не круглыми отличниками! Восхитительно и возмутительно одновременно. Особенно много таких «отличившихся отличников» оказалось в Южно-Казахстанской и Алматинской областях.
На одной из коллегий Министр образования РК г-жа Беркимбаева отметила, что, несмотря на такой плачевный результат, до сих пор никто не рассмотрел и не дал оценки этим вопиющим фактам. Как будто двойка и пятерка — одно и то же? Нынче Шымкент решил исправиться и пойти дальше анализа простых отметок. Город решил проверить качество знаний у своих школьников. По замыслу тестирования, в ближайшее время на чистую воду будут выведены все ныне здравствующие, фиктивные отличники.
Дайте, пожалуйста, 87 тенге!
С инициативой эксперимента тотальной проверки выступил департамент образования города Шымкента. Чиновники давно заметили, что какая-то неприметная обычная школа выпускает хороших твердых ударников, а школа с именем да с углубленным изучением предметов, имеет дутые результаты. Теперь, все встанет на свои места. «Имена» со школ-то послетают! Школы будут отчитываться не по своим протоколам и бумажкам, а по результатам тестирования.
Если все задуманное сбудется, раз в полгода в городе будут проходит капитальные контрольные срезы по четырем базовым предметам. Причем, как говорят чиновники от образования, тестирование ожидается массовым и массивным, то есть все школы города будут охвачены проверкой в один день, дабы ушлые ученики из других школ не смогли списать, схитрить, словчить и просто подготовиться к экзаменам. Правда, стоить это будет городу неимоверных усилий. Планируется поставить на ноги все педколлективы. Кроме того, идет огромная предварительная работа с национальным центром тестирования, который и должен будет предоставить огромное количество вариантов заданий. Однако город сознательно идет на такие жертвы. Другого способа выявить реальную картину знаний у учащихся — нет.
Теперь о главном! Правильно, о деньгах. Чтобы провести такое тестирование, нужны средства. Инициаторы подсчитали, что если взять самые необходимые затраты, скромно, по минимуму, то на проверку знаний у одного ученика, надо затратить 87 тенге. В пересчете на 102 313 детей — сумма набегает приличная. Даже если учесть, что экзамены пройдут не во всех классах, а начиная с пятых по 11-ые, все равно средства нужны огроменные. У города в местном бюджете таких денег нет. Переговоры с Акимом города на эту тему велись. Он двумя руками «за» эксперимент, но на городе лежит строительство школ, которых в этом году почему-то особо стало не хватать. За одно только это лето Шымкент должен был построить четыре школы! В общем, городскому бюджету сейчас не по карману проверка знаний у учащихся. Чиновники предлагают оплатить расходы проверки… родителям!
Это звучит немного странно, но Нурзия Артыгалина, начальник отдела опеки департамента образования города Шымкента говорит, что государственные органы управления образованием давно сотрудничают с родительской общественностью. Правда, просить денег у родителей в таком объеме, и на такие нужды придется первые, но у города нет выхода. Чиновник надеются, что родители их поймут и не откажут в сотрудничестве. «Родители в первую очередь должны быть заинтересованы в таком тестировании. Ведь речь идет о качестве знаний их детей. Почему бы тогда им не поддержать город и не оплатить расходы?» В самом деле, почему?
Что-то боязно сотрудничать, а вдруг!
Мы не знаем наверняка, что ответят родительские общественные организации города Шымкента по поводу спонсирования эксперимента, вопрос в другом. Почему чиновники намерены просить денег у родителей и совсем не хотят просить средства у чиновников, стоящих рангом выше? Почему бы, например, не попросить средства у республиканского бюджета! Наивная мысль, понятно, но ведь с другой стороны, очевидно, что если родители сегодня возьмут на себя обязанность платить за проверку сегодня, а завтра ее планируют сделать постоянной, то эта обязанность будет лежать на фондах до скончания веков! Тем временем статьи расходов на образование в бюджете страны урезаются и опять урезаются. Как будто кто-то знает наверняка, что родители за все заплатят, закроют своими карманами и кошельками все дыры! Родители заинтересованы в том, чтобы их дети получили хорошие знания. Других заинтересованных сторон больше нет?
К сожалению, нам не удалось получить вразумительный ответ на этот вопрос в том же департаменте образования города Шымкента, кроме как тривиального: «Вы же знаете, как долго решаются вопросы наверху. Внизу их решать проще». То есть с папами и мамами договориться легко и просто, даже если речь идет о миллионах!
Вместе с тем, сам департамент образования города признает, что родители встречаются разные: одни понимают новые веяния в образовании, другие — нет. Одни согласны сдавать деньги в фонды, другие — нет. На что чиновники смотрят «правильно и свысока», будучи уверенными, что причина родительской разноголосицы в плохой агитработе с родителями. Политику города среди родителей надо разъяснять! Самые продвинутые должны нести ответственность за продвинутость остальных и добровольно поддерживать школы финансово. В данном конкретном случае родители должны будут объяснить всему городу Шымкенту, как здорово все придумал департамент образования! Центр тестирования будет тестировать, родители будут платить за процедуру, а департамент образования отчитается за качество.
У страны хлопот хватает
Как нам удалось узнать, кивать на республиканский бюджет, в самом деле, малоперспективное занятие. Из пустого кувшина не выльется ни капли — мудрость народная, ситуация — частная.
Что же касается местных планов по борьбе с безграмотностью, то в городе делается достаточно много, чтобы простить местной казне ее несостоятельности и пойти навстречу ее просьбе. Для оралманов, среди которых безграмотные встречаются с 11 до 45 лет, в Шымкенте открыты курсы по граждановедению. Для работающей молодежи, в основном узбекской национальности, работает школа-интернат. Узбекские дети — отдельная тема в Шымкенте. Их родители, народ практичный, считают, что хорошее образование сегодня не кормит, не одевает, не приносит счастья. Поэтому нет смысла учиться после девятого класса. Они забирают детей из школ и пристраивают в лепешечные цеха. Учиться подросткам потом уже некогда, они кормят всю семью.
В школе-интернате для таких ребят открыто заочное отделение обучения. И еще одно нововведение в городе Шымкенте ожидает заключенных городских и областных тюрем. Безграмотная молодежь, отбывающая наказание — тоже сядет за парту! Когда-то при казенных домах работали школы и профмастерские. Потом школы закрылись, мастерские разграбили. Сегодня осужденные просят открыть для них школы и вернуть профориентацию. Материальная база у тюрем осталась, и заключенные там работают, но
после освобождения из заключения у них нет на руках никаких корочек о приобретенной мирной и полезной профессии скажем, плотника. Профшколы, вновь открытые при тюрьмах, будет давать свидетельство о приобретенной профессии.
Департамент образования, заинтересованный запустить образовательную школу при тюрьме как можно быстрее, своими силами подготовил педагогов, скомплектовал классы, разработал программы обучения. С первого сентября этого года 152 заключенных в возрасте 18-19 лет должны были начать просвещаться и одновременно осваивать разные профессии. Однако свет знаний отложился на неопределенное время, опять же, из-за отсутствия финансирования. В настоящее время вопрос добывания средств для ликвидации безграмотности в тюрьмах, обсуждается между городом и областью. Никто не хочет тратиться на чужих детей. Дело в том, что в тюрьмах отбывают наказание молодые люди из других городов Казахстана. Чиновникам кажется не совсем справедливым то, что они должны заботиться о них. Но, скорее всего, вопрос будет решен в пользу образования, а не межведомственных дрязг. По-другому и не может быть в городе, который решил ликвидировать безграмотность.