Лица Победы. Таисия РЫБАЛКО. На войну со школьной скамьи - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лица Победы. Таисия РЫБАЛКО. На войну со школьной скамьи

Лица Победы. Таисия РЫБАЛКО. На войну со школьной скамьи

Алматинке Таисии Ивановне РЫБАЛКО 92 года, в 1941-м ей было всего 17. 18 июня прошел школьный выпускной вечер, а 22-го страшное известие – война...

  • 24 Апреля 2015
  • 1806
Фото - Caravan.kz

Тот самый Сурков

Ее семья жила на станции Грязи Воронежской области.

– 18 июня был выпускной вечер, а 22-го началась война, – вспоминает Таисия Ивановна. – У меня были планы поехать учиться в Воронеж на юридический факультет, но все мечты рухнули в один миг. Я 10 классов окончила, ничего не умею. Мама тогда работала в райпотребсоюзе, и меня туда устроила ученицей по бухгалтерскому делу.

Война требовала все больше людских сил, в армию стали призывать девушек. Таисии и ее 19-летней сестре Ольге также пришли повестки:

– Фашисты вплотную подошли к нам, и отступавших военных расселяли по семьям, хотели мы того или нет. К нам поселили нескольких человек, среди них – поэт, журналист Алексей Сурков (самое знаменитое его военное произведение – “Бьется в тесной печурке огонь”), редактор газеты “За честь Родины” Петр Молчанов. Наше счастье, что попались такие жильцы – культурные, интеллигентные люди. Мама убивалась, что меня и сестру заберут на фронт, тогда Молчанов сказал: “Не плачьте, я их заберу к себе”. Сестра успела отучиться два года в институте, могла работать корректором. А я что умела?

Газета выходила ежедневно (!) на пяти языках: русском, украинском, казахском, татарском, узбекском. Девочек поднимали в 5 утра, чтобы они ее сортировали:

– С передовой к нам присылали нарочных забирать газету. Сами мы ее не доставляли на передовую, это было невозможно. Знаете, как снайперы караулили, если едет одинокая машина – расстреливали. Грязи была узловой станцией, там вокзал и железная дорога, через нас шли поезда, доставляли оружие и все необходимое на фронт. Когда станцию бомбили, все скорее в погреб: не просто спускались – кубарем летели.

Такая коварная судьба

Когда произошло объединение фронтов, Таисию с сестрой разлучили. Ольга осталась в газете, а ее перевели в управление трофейного вооружения 1-го Украинского фронта:

– Нам повезло с сестрой, редактор опекал нас, как дочек, а так бы забросили в пекло. Еще была большая поддержка, что рядом старшая сестра. Очень тяжела для девочек такая жизнь, солдатская. В наше управление направили будущего мужа. Сижу за столом, его представляют: у вас новый начальник. Сама себе говорю: “Какой некрасивый”… Мы поженились, я уехала рожать к маме, а он остался в Берлине. Потом приехал. Но судьба, видите, какая коварная. Он был заядлым охотником. В 1948 году его товарищ нечаянно на охоте застрелил…

На фронте Таисия Ивановна пробыла два года, до 1944-го:

– Военная жизнь стала обыденной, мы знали, что идем к Победе. Ждали ее, и вдруг неожиданно война закончилась. Эта новость застала меня у мамы, с дочкой на руках. Позже пошла работать в прокуратуру старшим референтом, поступила заочно в Московскую высшую юридическую школу. Мой брат был военным, его направили в Кострому. Он забрал к себе маму и меня. Там у него был друг Александр Рыбалко. Тогда все общение молодежи проходило в Доме офицеров. Брат с другом говорили: “ Тася, чего сидишь, пошли с нами”. Я туда не ходила, была убита своим горем. Однажды его друг сидит у нас дома и говорит: “Выходи за меня, видишь, как твоя дочка меня любит”. Вышла – и родила еще троих детей.

В Алма-Ату Таисия Ивановна приехала в 60-х, работала старшим инспектором в детской комнате милиции Калининского района.

Хроника Великой Отечественной

Воронежский фронт был образован 7 июля 1942 года. 20 октября 1943 года переименован в 1-й Украинский.

Воронежским фронтом командовали два полководца – Филипп Голиков и Николай Ватутин. Оба раза Ватутин принимал командование у Голикова. Однажды произошла обратная рокировка.