Почти повсеместно во всех городах Казахстана ныне поставщики коммунальных благ — энергетики, газовики и водники, ратуют за установление у потребителей индивидуальных приборов учета, попросту счетчиков.
В Шымкенте поголовный «обсчет» населения видимо опережает все другие города Республики.
Тем не менее, судя по жалобам тех же монополистов, порядка в учете потребленных услуг не прибавляется. Возможно, ставка на ИПУ не может оправдать себя в принципе. Ведь если в подвале дома, или прямо на улице из прорвавшегося водопровода растекается целое море воды прежде, чем подоспеет ремонтно-аварийная служба, то никаким сверхточным учетом адресного водопотребления абонентов сократить подобный неучтенный расход уже не удастся.
Между тем, подобные «внутренние потери» явление почти постоянное. И видимо не в последнюю очередь вид этих «неучтенных потерь» пробудили в народных массах стремление искать пути и способы, как бы у себя в квартирах чуть-чуть «подхимичить» с электро-, газо- и водосчетчиками.
Самым беззащитным в этом ряду оказался водомер. Народ очень быстро выяснил, что достаточно установить на панель прибора обычный магнит, и шестеренки счетчика замирают, не реагируя даже на самый сильный напор.
В свою очередь «Водоканал», узнавший про народную хитрость, предпринял контрмеры. Водомеры, которые по проекту положено устанавливать строго горизонтально, начали устанавливать вертикально, чтобы на него уже нельзя было положить магнит.
Для этого несколько переделывали ввод трубопровода в квартире абонента. Однако вскоре выяснилось, что новое положение водомера существенно влияет на его показания. Монтаж не по техническим параметрам приводит к тому, что водомер может врать, причем как в пользу потребителя, так и в пользу поставщика.
В последнем случае потребитель быстро разбирался с ошибкой прибора, прибегая к элементарному способу: набирали из крана трехлитровую банку воды. И если при этом водомер вдруг показывал больше, то возмущенный потребитель тут же требовал контролера-водника. А если водомер показывал меньше, то наоборот, успокоенному хозяину не приходилось даже мудрствовать с магнитиком.
Через некоторое время «Водоканал» понял свою ошибку, и началась очередная переделка водомеров. Их вновь устанавливали строго горизонтально, только теперь переворачивали панелью вниз. Народ не сдался, и приспособился подвязывать и приклеивать магнитики. На сегодняшний день противоборство завершилось тем, что шымкентский «Водоканал» начал предъявлять потребителям счета «по общедомовому водомеру», а также приступил к выпуску и установке специальных антимагнитных кожухов на индивидуальные приборы учета.
Не приходится сидеть без дела и газовикам. В середине 90-х годов Шымкент переживал тяжелейший кризис в газоснабжении. Тогда город несколько раз полностью лишался газа на длительное время. Как считают специалисты, именно в тот период произошло массовое незаконное подключение всевозможных «левых» потребителей к газопроводу. В то время в Шымкенте бытовала такая байка: мужик радостный возвращается с работы домой.
— Чему радуешься? — спрашивают у него.
— Да жена позвонила, сказала, что у нас газ отключили!
— ???
— Тороплюсь домой, надо на газовой трубе отводик мимо счетчика. Газ рано или поздно все равно дадут, вот и будет экономия!
И действительно, до сих пор не проходит и месяца, чтобы газовые службы не выявили очередной факт нелегального подключения к газопроводу.
Особенно это явление распространено в частном секторе, где на «левый газ» умудряются подсаживаться не только отдельные дома, но и частные сауны и хлебопекарни.
На особом счету электроэнергия. Здесь вроде как каждый потребитель с незапамятных времен имел возможность получать килоВатты только через индивидуальный электросчетчик. Но как выяснилось, электросчетчики советского образца можно заставить крутиться в обратную сторону.
Так что энергетики даже окажутся должны потребителю, между тем как у того будут постоянно включены и три обогревателя, и два холодильника, и кто его знает что еще. Дело тут в антифазном трансформаторе. Достаточно включить его в розетку, и диск счетчика начнет крутиться в обратном направлении со скоростью, прямо пропорциональной реальному потреблению электроэнергии. Как выяснили рейды, проводимые энергетиками, подобные трансформаторы свободно продаются на любом рынке и базаре. Теоретически они могут использоваться и по другому предназначению. Но массовым спросом у населения такие трансформаторы пользуются именно из-за специфической особенности перекручивать электросчетчики. Вот поэтому-то сейчас в Шымкенте энергетики пытаются провести компанию по массовой замене «устаревших электросчетчиков» на современные — индукционные.
Эти к антифазному трансформатору не восприимчивы. Но если только энергетики добьются поголовной замены счетчиков, то, пожалуй, и у новых индукционных приборов найдется слабое место.
Народ у нас любознательный, изобретательный и экономный.