Летаргический сон… - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+23 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Летаргический сон…

Летаргический сон…

…в нем много лет пребывает казахстанско-пакистанское транспортное сотрудничество.

  • 7 Апреля 2006
  • 994
Фото - Caravan.kz

6 апреля Казахстанский Институт стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК провел международный круглый стол «Отношения между Казахстаном и Пакистаном: состояние и перспективы».
Эту южную страну нельзя отнести к числу лидеров среди партнеров Казахстана по торгово-экономическому сотрудничеству: взаимная торговля невелика, и большого прогресса здесь нет.
Согласно официальным данным Пакистана, годовой объем торговли двух стран исчисляется 10 млн. долларов. Правда, сам посол, Ирфан-ур-Рехман Раджи, считает, что реальный объем будет заметно больше, если учитывать и теневую торговлю.
В подтверждение он привел пример некоего пакистанского гражданина, который пытался вывезти очень большую партию металлолома из Казахстана в Пакистан транзитом через Узбекистан — такие случаи не попадают в официальную статистику.
Потенциал же казахстанско-пакистанского торгового сотрудничества он оценивает в 100 млн. долларов в год. Наши страны очень близки друг другу. Географически. Из выступлений пакистанских участников круглого стола выяснилась удивительная вещь — Алматы по расстоянию ближе расположена к Исламабаду, чем к Астане! Но расстояния в торговле это еще не все. Проблемы начинаются, когда смотришь на это расстояние, хотя бы на карте. Во-первых, нет общей границы, во-вторых, те территории соседних стран (Китая и Кыргызстана), по которым лежит транзитный путь, соединяющий две наши страны, отличаются очень сложным горным рельефом и неразвитой транспортной инфраструктурой.
Но несмотря ни на что, развивать это транзитное направление надо: как отмечал президент Нурсултан Назарбаев, оно — самый близкий путь для Казахстана к теплым морям.
Но не только Казахстан заинтересован в стратегическом транспортном коридоре, Пакистан нуждается в нем не меньше. Вот пример: один из выступавших экспертов из этой страны заметил, что официальный Исламабад надеется, что в будущем Астана окажет ему политическую поддержку для включения Пакистана в Транспортный коридор Кавказ — Европа — Азия (ТРАСЕКА).
А для Пакистана это станет возможным, если сначала будет выстроен надежный коридор, связывающий его с Казахстаном, иначе на ТРАСЕКу ему не выйти.
Пока можно пожалеть, что развитию этого южного направления больше внимания проявляет Пакистан. Так, именно он инициирует проведение конференции о развитии транзитного пути между двумя нашими странами и транзитными в этой схеме Китаем и Кыргызстаном. Может быть здесь найдется сфера приложения и для казахстанской дипломатии? Проект-то взаимовыгоден, и почему бы не «конвертировать» тот политический авторитет, что получает республика через различные внешнеполитические инициативы, как, например, СВМДА, в отдачу в виде реализации конкретного проекта?
Это могло бы быть тем более полезно, что, по мнению многих экспертов, ситуация вокруг Ирана вряд ли скоро разрядится. А может даже резко ухудшиться. Тогда планы с экспортом энергоносителей на юг, как и расширения торговли в этом направлении придется пересматривать. И значимость пакистанского направления многократно возрастает.
— В случае дальнейшего расширения нестабильности на Ближнем Востоке и включения в зону «управляемого хаоса» Ирана надежность поставок энергетического сырья из Персидского залива резко снизится. В этих условиях транзитная роль Пакистана в энергоснабжении стран азиатско-тихоокеанского региона и США может резко возрасти, а вместе с тем повысится привлекательность афгано-пакистанского маршрута для международных инвесторов, — заметил Аскар Нурша, заведующий отделом внешнеполитических исследований КИСИ.
Он же отметил и такие тенденции: в ближайшие пять — десять лет «при условии сохранения стабильности на Среднем Востоке в строй начнут вводиться масштабные энергетические и транспортные проекты, соединяющие между собой страны Центральной, Западной и Южной Азии; учитывая активизацию на этом направлении Соединенных Штатов, Индии, Пакистана и Японии, даже с учетом несогласованности их действий, эффект для стран, граничащих с Афганистаном, будет огромный — появятся дополнительные стимулы и инфраструктурные возможности для развития сотрудничества между Казахстаном и Пакистаном».
Сегодняшняя ситуация с этим сотрудничеством похожа на летаргический сон, который обязательно однажды закончится, и спящий им обратится к активной жизни. Но чем раньше это произойдет, тем лучше — больше успеем сделать.