Лесоохрана: вперед, в прошлое - Караван
  • $ 513
  • 541.16
-2 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лесоохрана: вперед, в прошлое

Лесоохрана: вперед, в прошлое

Тот, кто читал единственный роман А.П. Чехова "Остров Сахалин", помнит, как пассажиры, подплывающие на пароходе к Сахалину, уже издали видели дым лесного пожара. И сразу - размышления Антона Чехова по этому поводу.

  • 24 Сентября 2008
  • 2763
Фото - Caravan.kz

Однако и сегодня во всем мире, в СНГ, на Сахалине, в Казахстане — сохраняется пожароопасная обстановка. Листья, трава, ветки, елочные иголки — сухое и быстровоспламеняющееся природное топливо!
Пожары окутали серым, едким дымом лесные массивы планеты. Выделения двуокиси углерода от лесных пожаров стекаются в атмосферу, где образуется мрачный, загазованный слой, и ускоряется процесс глобального потепления.
Мы видим по ТВ, что в штате Калифорния пылают гигантские площади лесов, подступая к жилищам людей, в том числе и весьма известных и богатых. Борьба с огнем, особенно в период, когда уже высохли и листва, и трава (точнее, уже сено) — весьма актуальная тема. Выброшенный из окна автомобиля (поезда) окурок (искра) может, увы, стать причиной настоящего буйного пожара!
Кукурузники по-прежнему в строю
В СНГ простаивает огромное количество старых самолетов, на гражданских и военных аэродромах. Еще больше самолетов «Ан-2» было распилено бензопилой в период, когда «разваливали» (разворовывали) структуру ДОСААФ во всем Советском Союзе, за редким исключением. Так, в Алматы техника уцелела благодаря усилиям тех летчиков, которые любят свою работу, и благодаря мудрости тех руководителей, которые сами, лично летали в качестве пилотов, и летают сейчас. Несмотря на то, что техника, казалось бы, уже не новая, они бережно с ней обращаются, знают как ее лучше эксплуатировать, чтобы дольше служила, и приносят пользу и себе, и государству, летая на авиалесоохране Казахстана!
В Казахстане много бывших гражданских и военных летчиков, а также летчиков ДОСААФ, мастеров спорта СССР по самолетному и вертолетному спорту, асов, выполняющих самым лучшим образом летную работу по патрулированию лесов. Авиакомпания «Тянь-Шань», президент которой летает на вертолетах и самолетах, Владимир Анцупов, яркий практический пример.
Однако, много бывших военно-транспортных самолетов стоит «на приколе», их можно отремонтировать и пустить «в дело» (проверив все узлы и детали).
Впрочем, у нас летает и отличная новая техника, например, один из героев афганской войны, вертолетчик, полковник, А.Ю Пыхтеев на MD-500 (авиакомпания Aspan).
Старые бомбардировщики из US
Кстати, американец, имеющий права на вождение самолета, может купить подержанный бомбардировщик (без вооружения), оснастить его специальными средствами тушения лесных пожаров и… зарабатывать деньги.
Еще в 1930-е годы первые пилоты, принимавшие участие в тушении лесных и наземных пожаров, просто сбрасывали сверху на горящие площади бочки (чаще деревянные) с водой. В тот период летали на том, что было: на самолетах «Ford Trimotor», которые с любовью называли «Жестяными гусями» (Tin Goose).
По мере развития авиации, машин становилось больше. Так, к концу Второй мировой войны, применение самолетов в тушении пожаров уже вошло в повседневную практику. Учитывая, что в период с 1940 по 1945 годы в США было построено 300 000 военных самолетов, и большая часть — крупные бомбардировщики, — можно представить, как много этих машин уцелело после войны и как дешево они стоили в послевоенное время, ведь бомбить было уже некого, нечего!
Таким образом, самолеты «B-17» и «PB-4Y» можно было приобрести в собственность за гроши. Примечательно, что старые бомбардировщики оказались идеальными машинами для переоборудования под пожарные танкеры. Весьма удачно рассчитанные для транспортировки и сбрасывания тяжелых грузов, в разных режимах полета, самолеты вполне соответствовали для работы в экстремальных пожарных условиях.
Так, при переоборудовании в бомбардировщиках были установлены цистерны в те места, которые раньше занимали бомбы и снаряды, торпеды и другое вооружение.
В 1980-е годы пожарные самолеты пополнились группой тяжеловесов «C-130» и «P-3 Orion», однако эксперты отмечали, что у этих машин за долгие годы государственной службы, в течение многих тысяч часов налета техническое состояние было не идеальным. На данные момент известно, что самолеты «C-130H» из резерва ВВС США оборудованы так называемой «модульной» системой борьбы с огнем. Два огромных сопла в задних грузовых люках самолета «сбрасывают» на горящий лесной массив около 10 тонн особого противопожарного раствора, всего за 5 секунд!
Весь мир видел по ТВ, как полыхают огромные лесные пожары в США, особенно в штате Калифорния. Многодневная борьба с огнем, в том числе с помощью авиации, осложняется сильным ветром, высокой температурой, до + 40 С. Иногда информация об умышленных поджогах леса еще более накаляет обстановку. Во всем этом «пожарном» разделе новостей сама картина тушения, борьбы всегда «остается за кадром». Как же американские ветераны тушат многодневные, гигантские пожары?
В наиболее критические периоды Служба охраны лесов призывает на борьбу с лесными пожарами разнообразные самолеты. В накалившейся в прямом смысле слова ситуации в Калифорнии, небольшие маневренные самолеты уже не могли изменить ход борьбы с огнем, «Тракеры» (охотники за подводными лодками) и «Бранка» (известные со времен вьетнамской войны) нуждались в поддержке более мощной техники. Вот тогда в бой с огнем вступали тяжеловесы, такие, как «D-10», и как музейный вариант, «летающая лодка» — четырехмоторный поршневой (!) «Martin Mars», способный нести на борту 25 тонн раствора.
Наиболее мощный «пожарный самолет» — «DC-10» («Танкер — 910»). Бывшее воздушное пассажирское судно, с размахом крыльев до 46 метров, длиной — 55 метров, грузоподъемностью — 42 тонны. Экипаж из трех человек способен вылить на лес 42 тонны воды за 8 секунд.
Впервые поднявшийся в воздух в 1954 году, военно-транспортный самолет Локхид Мартин «С-130» («Геркулес» и другие варианты) является одним из наиболее популярных западных самолетов. Многие «С-130» и по сей день остаются «рабочими лошадками» ВВС США. Четыре двигателя (ТВД «Аллисон» мощностью по 4050 л.с.) (у версии «Геркулес» — четыре ТВД «Роллс-Ройс» мощностью по 4590 л.с.). Размах его крыльев — 40, 41 м, длина до 29,79 м, полезная нагрузка до 10 тонн. Самолет способен в один прием вылить до 10 тонн противопожарного раствора из модульной системы, специально вмонтированной в салоне.
В их послужном списке есть и тушение пожаров в Индонезии.
«Martin Mars» отмечает в 2008 году свое 70-летие. Конструкция разработана в 1938 году. Это огромный гидросамолет, типа «летающая лодка». Размах его крыльев — 60 метров, длина — 36 метров, грузоподъемность — 25 тонн. Изначально самолет строился как морской бомбардировщик, способный брать на борт до 300 десантников. Но его судьба сложилась так, что свое истинное призвание он нашел в борьбе с пожарами. Чтобы заполнить цистерны самолета водой, экипаж делает маневр, открывает водозаборные люки, самолет летит, касаясь воды со скоростью 130 км/час, каждый рейс заканчивается выбросом до 25 тонн воды на лесной массив.
Небольшой самолет «Grumman S-2F Traker» по произношению названия более известен как «Стуф» (произношение «S2F, S-Two-F»). «S-2» — конструкция, предназначавшаяся для «охоты» на подводные лодки, в начале 1950-х годов. Самолет способен садиться на палубу авианосца. Машина обладает небольшой скоростью полета, не более 370 км/час, высокой маневренностью, что ценно при маленьких пожарах. Размах крыльев — 22 м, длина более — 12 м, полезная нагрузка до 4 тонн.
Самолет «OV-10 Branco» в свое время использовался в борьбе с партизанами, во время вьетнамской войны. В двухместном самолете в качестве пассажира обычно летает ответственное лицо, руководящее операцией, дающее команды прямо из кабины, во время полета. Самолет маневренный, достаточно высоты до 300 метров, чтобы следить за ходом всей операции по тушению пожара. Размах его крыльев — 12м, длина — 12 м.
Однако, маленькие самолеты и вертолеты годятся только для обнаружения или тушения маленьких, начинающихся пожаров. Это же относится и к самолетам «Тракеры» и «Бранко». Они не справятся с крупными пожарами без более мощной авиационной техники.
Обычно пилоты с «Тракеров», с высоты 50 м сбрасывают 4 тонны красноватой флюоресцентной жидкости, способной локализовать пламя. Это один из популярных методов американской борьбы с лесными пожарами.
Патрулирование лесов Казахстана
С какими результатами работники авиалесоохраны Казахстана отметили свой профессиональный праздник — День работников леса (третье воскресенье сентября)? Какая техника им нужна еще, чтобы вовремя обнаружить лесной пожар, быстро локализовать его?
В канун Дня работников леса, эксперт с огромным стажем, Главный диспетчер РДС Казавиалесоохраны РК, Анатолий Александрович Довгаль, дал интервью.
— Леса патрулируются самолетами и вертолетами. Как только где заметят чуть начавшийся пожар, тут же оперативно поступает сообщение диспетчерам, и немедленно высылается десант лесных пожарных.
На сегодняшний момент можно сказать, что пожароопасный сезон не закончен, сухие листья, тонны сухих иголок в лесах под деревьями, сухая трава — все это может стать причиной быстро распространяющегося пожара. Причем пожар может прийти и из степи, ведь степи поджигают (иногда специально), и по сухой траве такой огонь может очень быстро перекинуться на леса, и даже на заповедники.
Чтобы этого не происходило, в советское время специально рыли, копали широкую полосу земли, техникой, по периметру лесов (так принято во всем цивилизованном мире, но нужна техника, тракторы, бульдозеры, и т.д.).
Итак, что известно о пожарах в лесах, находящихся в ведении Комитета лесного и охотничьего хозяйства по состоянию на 17 сентября 2008 года:
с начала пожароопасного сезона в Баянаульском ГНПП всего было 19 случаев пожаров, в Иле-Алатауском ГНПП — 7 случаев пожаров, горело всего 4 га, в том числе лесопокрытой площади 4 га, в Каркаралинском ГНПП было 23 случая пожаров, горело лесной площади всего 9 га, в Катон-Карагайском ГНПП было 13 случаев пожаров, всего на площади 1202 га, в том числе на лесопокрытой — 1160 га, из них верховой пожар — на 1152 га (при таком виде пожара горят уже стволы деревьевприм.авт).
ГНПП «Кокшетау» — 18 пожаров, на лесной площади 50 га, из них верховой пожар — на 3 га леса. Сайрам-Угамский ГНПП — 1 случай пожара, на 27 га леса. — Чарынский ГНПП — 0 случаев.
ГЛПП «Ертыс -Орманы» — 97 случаев лесных пожаров, на площади 1262 га, из них верховой пожар, когда горят стволы самих деревьев — на 1119 га.
— В ГЛРП «Семей-Орманы» — с начала пожароопасного сезона зарегистрировано 315 случаев пожаров, на лесной площади 399 га, из них верховой пожар — на 31 га. В Сандыктуском УПЛХ — было сего 2 пожара. В РГП «Жасыл-Аймак» — 0 случаев пожаров.
В «общем зачете», за 2008 год зарегистрировано 495 пожаров, на площади 2954 га, из них верховые пожары — на 2305 га леса. Это больше, чем в прошлом, 2007 году.
В 2007 году было зарегистрировано 247 случаев пожаров, всего на 882 га, из которых верховой пожар был на 476 га. Однако в 2006 году было 541 случаев пожаров, на общей площади 13 727 га, из них верховой пожар — на 3878 га лесных массивов!
И это информация лишь о тех лесах, которые находятся под охраной государства. А еще у нас есть территории, которые «спонсируют» местные акиматы, и там масса проблем, в том числе и с охраной лесов от пожаров, а также с их тушением. А серьезные проблемы надо решать общими усилиями.
Стоит заметить, что лето 2008 года выдалось довольно жарким, как прогнозировалось. Однако, сезон лесных пожаров еще не закончен. Авиалесоохрана несет службу!

Продолжение следует

Фото с сайта http://www.fegi.ru